главная / список материалов

 

Либеральный застой

Речь Константина Райкина 24 октября на очередном Съезде Союза театральных деятелей РФ была широко распространена СМИ. Скорость распространения речи «Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку», как и масштабы цитирования очень мне напомнили недавнее прошлое…
Читать подробнее

Страсти о страшном в архитектурно-этнографическом музее «Семёнково», что на Вологодчине, или ответ Борису Корчевникову

В Крещение, 2025 года от Рождества Христова, месяца января, числа 19-го в 4 утра 17 минут, когда народ крепко спал, сообщество «канал о Борисе Корчевникове» (именно так!) за его подписью опубликовал некий пост об этнографической программе «страшные вчера» в вологодском музее «Семёнково». Были прикреплены фото, в которых Б.Корчевников узрел «дыхание всесмехливого ада», и процитировал «местных», которые ему написали следующее: «Что с этим делать? Каждый год то Хэллоуины, то другая нечисть. Разв...
Читать подробнее

Иона – это пророк. А кто такой Ионыч?

Чехов написал. Олег Долин прочитал, усвоил и рассказал об «Ионыче» спектаклем. Критик прочитал, посмотрел, взволновался проживанием и дал свою интерпретацию увиденного. Образы спектакля критику снова нужно переложить в слова. Желательно – максимально объёмные.
Читать подробнее

«Что отвердело – то не победит»

О «Скоморохе Памфалоне» Владимира Панкова писать весело. Нет, не потому, что эмоционально этот спектакль – эстетический конструкт –«захватывает». Скорее нет. Холодит. Но только ум становится весёлым – ведь все шесть часов ты «действуешь», «работаешь», стараясь охватить взором (конечно, удерживающим) всё, что ежеминутно строится, рассыпается, взлетает вверх, надвигается друг на друга, меняется местами и поглощается-исчезает, преображаясь в противоположное себе на этой Поварской сцене. Кто быва...
Читать подробнее
3 ноября 2024 г.

Мурмолка и косоворотка, или Приключения вещей и идей

А вот кличку «славянофил/славенофил» изобрел как раз смеясь Константин Батюшков, жизненные силы которого были истощены слишком элитарным образованием в пансионах Петербурга. Вот и пасёт теперь вечно поэт свою лошадь на набережной Вологды-реки, в провинциальной тишине. Конечно, Батюшков и не думал, иронизируя, что в образе славянофилов и западников, появится солидная умственная деятельность. Однако, это когда еще в салонах вызреет сила идей, которые худо-бедно могут влиять и на общество?! Не п...
Читать подробнее

Ты готов к «Русскому ладу»?

25 октября 2024 года от Рождества Христова в старинном Дворянском собрании города Вологды, где нынче квартирует Филармония, состоялась публичная церемония представления филиала «Изборского клуба». Об этом было много информации. Не буду перечислять всех, кто приехал, говорил, и кто в чём участвовал. Я не являюсь членом клуба, но давно знаю Александра Андреевича Проханова (всегда нацеленного на FUTURUM «пятой империи» и «русской мечты») и его заместителя по клубу Виталия Аверьянова (была научны...
Читать подробнее

В защиту Василия Белова и «деревенщиков»

Концепция «опасности русской культуры» сложилась, как ни странно, именно в советское время: в те самые знаменитые «шестидесятые годы», когда «сверху» была проведена «либерализация культуры», и когда непредвиденным итогом её стало появление в культурном советском поле нового типа – «деревенщиков», реально и сознательно «реставрирующих» права русской культуры.   Интеллектуальной светскости столичных носителей культуры принято и сегодня противопоставлять «выходцев из народа», которые, будто не у...
Читать подробнее
16 октября 2024 г.

Pro и contra: «Барышня-крестьянка» в Вологодской драме

Если бы я смотрела этот спектакль в балаганах на Девичьем поле или на Нижегородской ярмарке, то меня ничуть бы не смутили те два «коверных», которым заезжий режиссёр Ирина Астафьева отдала роль рассказчика. Там, понятное дело, балаганные зазывалы не только рекламировали то, что публике предстояло увидеть, но были остроумными и ловкими «петрушками», прекрасно справляющимися с «творческим заданием». Их остроумные тексты – роскошь!
Читать подробнее
2 июля 2023 г.

Долгое созерцание красоты

Командный театр Эта странная мысль посещает меня всё чаще: а остаётся ли в современном театре режиссёр той собирательной и определяющей творческой силой, которая решает в спектакле всё? Я уже писала, что в «Процессе» Кафки Александринского театра сценография Марии Трегубовой при участии Алексея Трегубова и роскошная музыкальная партитура «играли лучше всех». А о проектах типа «Чёрный русский» или «Лавр» я уже и не говорю – характерная корпоративно-командная технология налицо, что, собственно,...
Читать подробнее

Время Белова

Этот спектакль был поставлен по заказу департамента культуры Вологодской области и к дате – к 90-летию со дня рождения русского писателя, классика XX-го века, Василия Ивановича Белова (1932-2012). В день его рождения, 23 октября, и состоялась премьера. «Датский» спектакль стал счастливым исключением четырех последних сезонов Вологодского драматического театра. Московский драматург и режиссер Александр Пудин сразу развернул знаменитую повесть В.И. Белова «Привычное дело» в сторону театральной ...
Читать подробнее