Театр на Таганке тоже решил получить удовольствие, заискивающе побежав вприпрыжку за застарело-«модным» немецким драматурго-режиссером Роландом Шиммельпфеннигом
Вчера я попала в случАй (как говорили в мудром XVIII столетии) в Театре на Таганке!
Я посмотрела «новую драму» "Золотой дракон" немецкого товарища Роланда Шиммельпфеннига – самого популярного, как говорят в Германии, в своем театральном весе, то есть "в своей возрастной группе" (род. в 1967, так что ему под 50). Цикл спектаклей Таганки по грифом "Репетиция" все же должен быть снабжен еще каким-то комментарием для публики. Не надо ее обманывать! В зале недоумевали – шли в «традиционную Таганку», как мне сказали зрители, то есть в любимовскую, полную витального куража и ярких смыслов, а куда попали? Так и не поняли. В общем, господа из Дирекции, вам нужен гриф: «Осторожно, это не театр! Это эксперимент!» и публике с человеческими вкусами, имеющей хоть какой-то культурный багаж, сюда ходить не стоит. Билеты ведь не бесплатно раздают. Да и потраченное время – тоже жаль…
Особенности «эксперимента» в следующем: полный интеллектуальный и психический инфантилизм под видом «сюрреализма»; отупляющая моторика (артисты ничего не делают, повторяя одну и ту же геометрию мизансцен); артисты не играют, а монотонно, однообразно и занудно читают примитивные тексты, разбитые на эпизоды.
Полуторачасовое присутствие в душном и неудобном «зрительном зале» одаривает нас повторением одних и тех же эпизодов по многу раз (как, например, история с больным зубом китайца, работающего на кухне, который все же вырвали, но он угодил в тарелку посетителя забегаловки "Золотой дракон").
Н-да, здесь присутствует воочию эта самая эстетика «зубной боли» – читка, читка, читка.. Читка «за себя и за того парня», снабженная примитивным видеорядом, экраном и камерой, дающей проекцию крупных планов лиц актеров и предметов.... Собственно, все это только что видела в другом отечественном спектакле – режиссера Д.Волкострелова, в питерском Театре POST. В таком же скучном и разбитом на эпизоды сочинении «Поле» новодраматурга Пряжко, где артисты пребывают в не меньшем онемении и немочи. Но, конечно, пальма первенства тут принадлежит немцу. Он раньше начал генномодифицировать искусство театра и искусство актера, хладнокровно убивая в них именно искусство.
Но есть ли хоть что-то актуальное в «Золотом драконе», если это европейская новая драма? Почему этот генномодифицированный тип драмы и театра так поддерживается, так вирусно распространяется по нашей бедной земле?
Есть. В них (спектакле, данном типе драмы) присутствует и вопиет о себе новейшая агрессивная идеология трансгуманизма (вполне возможно, что режиссер спектакля и артисты об этом и не догадываются, пребывая в отупляющем состоянии «зубной боли» и завороженные идеей таганковской модернизации, замороженные несчастной возможностью играть аж в новой евродраме).
Важнейшая идея тут – БЕСПОЛОСТЬ! Оттого и артистки в возрасте говорят от лица молоденьких, женщины – сплошь и почти всегда читают от лица мужчин, а артисты-«мальчики» играют роли женские, например стрекозы, которую все время насилуют муравьи, а один раз ей попользовался и даже мужчина, поскольку ему отвратительна его беременная жена (читает пакостный текстик за муравья артистка-женщина). Ну, какие есть еще варианты? Две артистки читают текст двух мужчинок... Важнейшая и новейшая вторая идея - пол как социальность, то есть пол как выбор, а не заданность от рождения. Эта идейка тут замечательно примитивно предстает как обычная, нормальная. Приучают нашего человека к новому порядку вещей... Десятки спектаклей отечественной сцены транслируют эти идейки. О, конечно, малограмотное театральное сообщество меня непременно обвинит в диком консерватизме – как можно сметь свое суждение иметь по вопросу о евроценностях новейшего мирового образчика! Да, не принимаю и никогда не приму.
...Смотреть на бедных артистов просто стыдно, очень неловко. У них нет имен. Они – как роботы по обслуживанию г-на Шиммельпфеннига с его миазмами и фантазмами.
За европейскую бурду продавать свои таланты, превращая и самих себя в генномодифицированные человеко-механизмы?!