Александр Игнашов: Душа моя лежит к истории, документу и театру
Предваряя научно-творческую конференцию «Голоса истории: современная историческая драматургия» и лаборатория исторической драматургии ИСТОРИЯ.DOC литсотрудники фонда «Культурная политика» решили дать слово нашим лауреатам и участникам проекта, поместив их в КРАСНЫЙ РЯД РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Вся моя жизнь так или иначе связана с историей, с художественно-документальной литературой и театром.
В 1996 году я закончил Литературный институт им. Горького, семинар драматургии В.С. Розова и И.Л. Вишневской. Дипломной работой были имеющие документальную основу пьесы «Последний год» (о Л.Н. Толстом) и «Напутственные таинства» (о Н.В. Гоголе).
Александр Игнашов.
История всегда была интересна мне – и как политическая история, и как биография человека, история жизни. В 2009 году я защитил кандидатскую диссертацию по филологии на тему «Зарубежные и русские источники в работе автора над художественно-документальным произведением: литературно-исторические аспекты изучения проблемы». У меня больше восьмидесяти научных публикаций, изданы романы-хроники «Аминев» и «Нюрнберг. Скамья подсудимых», опубликованы и поставлены художественно-документальные пьесы. Душа моя лежит к истории, документу и театру.
Роман-хроника «Нюрнберг, скамья подсудимых» (Грант Губернатора Самарской области в области литературы и искусства) представлен на Международной книжной ярмарке во Франкфурте-на-Майне (2005 г.) и на Международном книжном салоне в Париже (2006 г.). В 2010 году за серию очерков об истории Самары (Куйбышева) в журнале «Самарские судьбы» награждён Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, Министерством обороны РФ, Росвоенцентром при Правительстве РФ Дипломом победителя Девятого Всероссийского конкурса «Патриот России» в номинации «Мемориал Победы». Документальные фильмы по моим сценариям участвовали в Берлинском кинофестивале, телекинофоруме стран СНГ «Вместе», кинофестивале «Покров», конкурсе телефильмов «Профессия – журналист».
Большинство моих пьес имеет документальную основу:
«К Божьему порогу» - легенда о Тарасе Шевченко (поставлена в Орском драматическом театре в 2014 году);
«Стояние Зои» - об окаменевшей в 1956 году с иконой в руках девушке (опубликована в журнале «Современная драматургия». – 2014, №4.; поставлена в 2015 году в Смоленском драматическом театре и Муниципальном театре «Доминанта» в Губахе в 2017 году); Фотографию см. в заголовке статьи.
«Особые люди» - пьеса о детях-аутистах и их родителях (поставлена в «ТОМе Голомазова» в 2014 году и в Московском театре на Малой Бронной в 2016 году);
«Нюрнберг. Скамья подсудимых» - пьеса на основе материалов из архива Нюрнбергского процесса (опубликована в журнале «Современная драматургия». – 2015, №2; Первая премия на конкурсе драматургии «Армия России: война и мир» Центрального Академического театра Российской Армии в 2014 году, победа в номинации «Пьеса» в Международном конкурсе драматургии «Время драмы, 2015, лето»);
«За что я всё помню?» - пьеса о любви Марлен Дитрих и Эриха-Марии Ремарка, монопопьеса «Разве я не любила тебя?» - о жизни Марлен Дитрих (победа в номинации «Пьеса, связанная с литературным наследием» в Международном конкурсе драматургии «ЛитоДрама» в 2015 году);
«Напутственные таинства» - пьеса о жизни Н.В. Гоголя (опубликована в журнале «Современная драматургия. – М., 2016, №3; представлена в эскиза в Тольяттинском Молодежном театре на фестивале современной драматургии «Майские читки – 2016».
Александр Игнашов. Особые люди. Московский театр на Малой Бронной. 04.03.2016.
Пьеса «Страсти по самозванцу» основана на документальном материале. Из статьи «Между прошлым и будущим»: «Самарский драматург Александр Игнашов известен своим пристрастием к историко-документальному жанру. Назовем хотя бы его биографические драмы о Тарасе Шевченко («К Божьему порогу») и Гоголе («Напутственные таинства»), мистическое повествование о чуде, случившемся в городе на Волге в 1956 году («Стояние Зои»), или хронику «Нюрнберг», восстанавливающую эпизоды суда над главарями Третьего рейха. Героем новой пьесы «Страсти по самозванцу» стал Емельян Пугачев, вождь народного восстания XVIII века, а главной темой – «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Эти пушкинские слова сейчас вспоминают все чаще…»
В пьесе «Страсти по самозванцу» я писал о том, чем приходится жертвовать ради любви, идеи, чувства долга простому человеку и государственному деятелю. Почему казак по имени Емельян поверил в то, что он не просто воскресший император Пётр Третий, а освободитель русского народа? Почему не отреклась от Емельяна его жена Софья? За что приняла на себя страдания семнадцатилетняя казачка Устинья? Что заставило императрицу Екатерину Вторую приехать в тюрьму к Софье и Устинье?..
В программе научно-творческой конференции в синопсисе одного из докладов есть строки, под которым я готов подписаться: «Времена меняются, а люди и характеры остаются неизменными. Как мы стали нами?»
В эти дни только ленивый не рассуждает о событиях 1917 года. Но разве менее трагическими были дворцовые перевороты в восемнадцатом веке, церковный раскол, петровские реформы, Первая мировая война, революция 1905 года, сталинские репрессии, антирелигиозная компания при Хрущёве и Брежневе, и, наконец, крах Советского Союза? Одна реформа за другой. Одно потрясение за другим…
Александр Игнашов, драматург,
кандидат филологических наук, член Союза писателей России,
член Союза журналистов России,
руководитель секции драматургии Самарского Дома Актёра