О литературе. doc и Светлане Алексиевич
То, что делает Светлана Алексиевич, называется попросту «литература.doc»
DOC – это форма подачи материала. Тут важно, собственно, не творчество, а формирование ориентиров, горизонт взаимовыгодных действий. Проектный, так сказать «взгляд на войну», или Крым, или Россию.
Взгляд этот (задним числом) преображает и всё то doc-творчество, которое начиналось с записей воспоминаний ветеранов Великой Отечественной (см.: http://gordonua.com/publications/Aleksievich-80220.html).
Например, то, что видит и как говорит Алексиевич о России, может быть точно употреблено Западом в политических целях.
Вот приехала она в Москву и что слышит?
"Классный мужик Путин, - это первое, что я услышала на московском вокзале. - Севастополь - русский город. Крым должен быть наш". …Вот пошла она на Красную площадь, и что видит: «…Недалеко от Красной площади я наблюдала такую картину: двое молодых людей стояли с плакатом: "Прохожий! Сколько детей, братьев, соседей ты готов похоронить, чтобы Крым стал частью России?" При мне ребят обзывали фашистами, бандеровцами, американскими прихвостнями. Крыли матом. Старые женщины плевали в них. Порвали плакат. Какие-то мужики с распахнутыми полушубками и массивными крестами на груди привели омоновцев…». Ну да, и кресты, и полшубки (?!). – прямо какие-то «охотнорядцы» шастают тут под носом у Кремля.
Так она готовилась к Нобелевскому старту, весной 2014 года, не уставая повторять про «коллективного Путина», и про Россию, про Россию… Ну да, Россия ведь номер один в актуальной западной повестке дня. В общем, в России, кругом стоит невыносимый запах патриотизма, имперскости и нарушения прав человека… Учуяв это, и описав свои острые чувства, Светлана Алексиевич прошла тестирование на лауреатство.
Впрочем, некие повышенные дивиденты, которые выдаются нынче за «документальность», в данном случае тоже сыграли свою роль. Но что есть «документ» в искусстве? – Вопрос непростой. И до спекуляций тут рукой подать: один и тот же «документальный факт» может представляться с диаметрально разных позиций. «Дело не в факте, а в отношении к нему,» – говорил мудрец и знаток человека К. Станиславский….После того, как вышла ее книга «Цинковые мальчики» (1989), случился скандал: оскорбленные «афганцы» и потерявшие детей матери, подали в суд. Она тоже «собирала и записывала» их голоса, чтобы делать книгу. Например, такое вот «документальное повествование»: «Не пишите только о нашем афганском братстве. Его нет. Я в него не верю. На войне нас объединял страх. Нас одинаково обманули... Здесь нас объединяет то, что у нас ничего нет. У нас одни проблемы: пенсии, квартиры, лекарства... мебельные гарнитуры. Решим их, и наши клубы распадутся. Вот я достану, пропихну, выгрызу себе квартиру, мебель, холодильник, стиральную машину, японский "видик" - и все! Молодежь к нам не потянулась. Мы непонятны ей. Вроде приравнены к участникам Великой Отечественной войны, но те Родину защищали, а мы? Мы, что ли, в роли немцев - так мне один парень сказал. А мы на них злы. Кто там со мной не был, не видел, не пережил, не испытал - тот мне никто».
Так что сложное это дело – документ! Почитайте честную книгу Виктора Николаева «Живый в помощи. Записки афганца», вышедшую тиражом в десять миллионов экземпляров! Тоже документ – он сам был участником этой войны. И у него все – с точностью до наоборот в сравнении с Алексиевич. Отношение другое к фактам.
«Мы видим, кто правит нами – это время триумфа посредственности», — заявляла Алексеевич в одном из интервью.
Но вот только и её книги – это тоже не художественная литература, а «триумф посредственности», которая, увы, правит бал, и совсем не литературный. Это – не-литература. Тенденциозная и расчетливая. Кто-то уже вошел в раж и сказал, что она станет «духовным лидером страны» (правда, Белоруссии, а то ведь и на Россию могли замахнуться!).
И мне как-то жаль, что она пообещала снова забрасывать мир своими сочинениями, профинансированная премиальным вкладом. Я рада, что она не будет нуждаться. Вот только откуда такая уверенность, что без ее книг нам не прожить?
Впрочем, букмекерские конторы тоже подзаработали – ведь Нобелевская премия является «любимым предметом» ставок.