16 февраля 2016 г.

Иван Саверченко. Россия и русские в произведениях Александра Потёмкина

Фото Ильи Наймушина, Рейтер.
главная / материал
Потемкин, современная проза, человек, русская литература

Творческая миссия любого большого художника – изменить мир и сознание людей, подготовить человека и общество к новым испытаниям и вызовам времени, наконец, отыскать пути к сохранению своего Отечества, как суверенного государства, и своего народа, как окрепшей нации. Попробуем рассмотреть творчество современного писателя Александра Петровича Потёмкина, опираясь на эти критерии, на этот «гамбургский счёт».

Нивелирование личности


Прозу и драматургию Александра Потёмкина можно считать уникальным явлением современной русской словесности, редким синтезом художественной литературы, социальной философии и этики.


Мыслитель-интеллектуал и социальный философ, А.П. Потёмкин пытается понять природу зла, жестокости и звериного начала в человеке. Его увлекательные романы («Изгой», «Кабала», «Русский пациент», «Человек отменяется»), его яркие фантасмагорические повести («Отрешенный», «Я», «Стол», «Бес», «Мания»), демонстрируют завидный энциклопедизм познаний, глубину проникновения в современную российскую действительность, незаурядную силу творческой натуры.

В повести «Я» раскрыта принципиально важная идея, которая заключается в том, что злые мысли и поступки людей коренятся в несовершенстве био-психологической природы. Устами главного героя Василия Караманова автор произносит: «Самодовольство представителей человеческой природы, их несовершенный генетический ансамбль являются главнейшей помехой к самосовершенствованию». На мироощущение и мировосприятие людей огромное влияние оказывают и социальные факторы, справедливо полагает писатель. Усиление животного начала в человеке усиливается, если в процессе формирования личности он сталкивается с безразличием, несправедливостью, унижениями, издевательствами, моральным и физическим насилием.

А. П. Потёмкин удивительно точно констатирует факт нивелирования личности в мегаполисах, отмечает почти полную «аннигиляцию» духовности в современной Москве, в которой воцаряется всепроникающий культ богатства и власти, – характерная черта «эпохи путивльцев». Писатель с горечью отмечает, что подавляющее большинство людей живут лишь с мыслью о материальном благополучии, ни о чем больше не задумываясь: «Народ счастлив! Он мечтает измениться лишь с точки зрения материального достатка. Вчера имел один рубль, сегодня хочет иметь сто, завтра тысячу. Все!»

Автор сожалеет, что интеллект перестает цениться обществом, а определяющим мерилом в оценке людей стал капитал. Всё более востребованы услуги авантюристов, власть, должности и признание получают люди с «извращенным воображением».

Гены наживы и маниакальной алчности начинают доминировать в поведении и поступках многих людей, затмевая их сознание. Порок зависти и злобы поразил также деятелей культуры и искусства. Общество, справедливо считает автор, потонуло в грехах и неизлечимых пороках; отсюда «алчность, жадность, сексуальная распущенность, зависть, озлобленность, мягкотелость, коррумпированность, правовой нигилизм, вранье, провокационность, алкоголизм, интриганство, низкий уровень интеллекта…».

Стремление главного героя повести «Я» Василия Караманова – сделать всех «путивльцами», homo cosmicus,людьми новой эпохи, призванными покорить мир. «Путивльцы» – особые существа, со специфическим генным ансамблем. Они эгоистичны, каждый сам по себе, лишены страстей, ведут замкнутый образ жизни и озабочены лишь достижением ясной практической цели – приближением «своего времени». Ради власти, полного и вечного господства на земле они готовы на любые действия и эксперименты.

Автора волнуют вопросы увеличения продолжительности жизни и достижения физического бессмертия, которые могут вызвать позитивные социальные последствия. Он рассуждает о человеке будущего, необходимости развития целого ряда научных направлений в области генной инженерии, энергетики, медицины, транспорта. Он задумывается о поведении людей будущего, когда новейшие нанотехнологии позволят воссоздавать всё что угодно из атомов и молекул.

А.П. Потёмкин, к счастью, не теряет веры в то, что обычный homo sapiens (человек разумный) способен к совершенствованию, преодолению животных инстинктов.

Несмотря на удары судьбы и жизненные испытания, – «полигоны для умерщвления человеческого духа и плоти» – человек может сохранить своё онтологическое достоинство, не утратить творческого начала и стремления помогать другим людям.

А.П. Потёмкин

Социальное

Повесть «Стол», имеющая символическое название, – пародия на прогнившую социальную иерархию... Писатель ставит точный диагноз и выносит справедливый приговор деградировавшей российской бюрократии, живущей по своим корпоративным законам. Он осуждает изворотливость и двуличие государственных служащих, подхалимство и страх потерять место в государственно-бюрократической машине. Его герой продажен. Он – столоначальник (и генерал) Дульчиков – типичный представитель высокопоставленного сословия российских чиновников.

Прозе А.П. Потёмкина вообще свойственна философско-публицистическая направленность и исключительно острое социальное звучание. В его сочинениях много критики, пародии, сарказма. С удивительно глубоким знанием дела мастер слова показывает изъяны современного человека и общества, безответственность политиков, многоликость государственной бюрократии и цинизм бизнесменов.

На страницах интереснейшего, на наш взгляд, романа «Человек отменяется» автор воспроизводит «матрицу» непрофессионализма (безграмотными решениями властей предержащих, которые приводят к невиданным темпам инфляции, необузданному росту цен на товары и услуги, топливо и материалы). С полным знанием дела говорит он о неоправданно высоких кредитных ставках, не позволяющих экономике в целом и конкретным предприятиям развиваться.

Писатель размышляет о причинах потери обществом культа знаний и утраты уважения к талантам. Его беспокоит и удручает тот прискорбный факт, что нация перестала ценить умных и образованных людей.

В романе «Человек отменяется» А.П. Потёмкин с горечью отмечает: «Талант потерял привлекательность, он теперь разменная монета продюсеров»; «Настало время, когда приходится прятать ум… Блистать умом немодно».

Писатель-интеллектуал пытается понять и объяснить феноменальное явление современности – доминирование коллективного творчества над глубоко личным, неповторимым и индивидуальным, следствием чего является преобладание и господство в обществе послушных исполнителей, напоминающих механических роботов. А.П. Потёмкин справедливо возмущается распространением миллионными тиражами «полуграмотного чтива», в то время как серьезная, художественная литература остается невостребованной. Писатель показывает масштабы общественного вреда от подделок, штамповки и массового производства «проектного» чтива.

Он блестяще использует юмор и сарказм, чтобы показать недостойную линию поведения напуганных обывателей России, готовых терпеть унижения, но терпеть их потому, что людям нужно как-то выживать, когда действует социальный принцип: «Ведь, в конце концов, побеждает тот, кто получает больше. Автора понимает, что большинство граждан выбирают заведомо пассивную линию поведения – «устраивают митинги в собственной голове». Они, как правило, занимают выжидательную позицию, находя ей даже «историческое» оправдание: «Да-с, молчание у нас в стране благо и стоит дорого!»

А.П. Потёмкина чрезвычайно волнуют ключевые проблемы жизни, бытия, совершенствования человеческой природы и общества в поисках свободы и обретения ответственности, преодоления эгоистических желаний и инстинктивных потребностей. Художник считает, что за многие столетия, несмотря на развитие науки и многочисленные её достижения, человек в своей природе мало изменился. В семантически многослойном романе «Кабала» он с сожалением констатирует: «Появилась грамота, возникла промышленность, дома с удобствами. Люди углубились в науку, полетели в космос! Ну, что еще? Что? В самом-то человеке почти ничего не изменилось, а значит, к главному-то не подошли!.. А именно человека и нужно менять! И как можно быстрее!»

На страницах очень увлекательного, почти детективного романа «Кабала», умело прибегая к символам и аллегориям, автор показывает болезненный процесс общественных преобразований в России, имеющих целью быстрое достижение благополучия. Ему удалось убедительно осветить издержки формирования т.н. гражданского общества, трагические аспекты и неизбежные личные катастрофы при утрате людьми своей идентичности, сложную ломку – «абстиненцию» – устоявшихся этнических стереотипов и предрассудков.

По убеждению писателя, в России зависимость каждого гражданина от власти и денег настолько велики, что «кабала» – роковая привязанность героя к наркотикам, соизмерима со злом денег. Его герой Петр Петрович Парфенчиков, вкусивший сладости «новой» жизни, и, оставшись ни с чем, произносит: «Вон из головы все прежнее! Чтобы быть абсолютно свободным, необходимо пристраститься к маковому цветку. Только и всего!»

Автор говорит здесь и о менталитете россиян, которым свойственен авантюризм и готовность браться за осуществление невероятных проектов и реализовывать самые дерзкие идеи. Но русские, словно дети, склонны к вере в чудеса и магию, которыми будто заменяют грубую социальную реальность (вымещают ее из себя).

А.П. Потёмкин

О власти, свободе и ментальности

В центре внимания автора – природа власти, ее преимущества и «обворожительная» психологическая привлекательность: «Это же так захватывает, когда тебя обожествляют, кланяются в ноги, ловят твои слова, создают культ самого-самого во всех делах, во всех вопросах, на всех языках, в самых разных слоях общества». Писатель аргументированно показал, что для получения и удержания власти чиновники готовы использовать практически любые средства и приемы – уговоры, угрозы, шантаж, подкуп, принуждение и насилие. Незаконная предпринимательская деятельность, развитие теневой экономики в 90-х годах – это ли не было нормой в России? Всё это губительно сказалось на социальной политике государства, все это служит основой коррупции – небезосновательно утверждает автор. Герой его романа – Леонид Иванович Ефимкин – типичный образчик мелкого воришки и дельца, каковых тысячи и тысячи – целые тучи! - по всей России.

Роман «Кабала» – это в значительной степени политический памфлет. Состояние необычайной эйфории, витания в небесах главного героя романа – Петра Парфенчикова, вызванное «лошадиной» дозой мака, – откровенная аллегория на почти наркотическую зависимость экономики России и временного благополучия россиян от нефтедолларов, от масштабных продаж углеводородов и сырья за рубеж.

В образе главного персонажа и его сотоварищей, писатель по всей вероятности умело «зашифровал» некоторых влиятельных персон российского политического истеблишмента, мечтающих о создании «русмака» – нанопилюли вечного кайфа. Но изобретенная по прихоти власть имущих нанопилюля «рукген» – символ пропагандистского дурмана – их явно не устраивает. Очевидно, что роман «Кабала» – мрачное пророчество писателя-интеллектуала, предупреждение об угрозе, нависшей над страной и ее гражданами. А.П. Потёмкин различными художественными средствами убедительно доказывает ошибочность «простой и железной» логики, суть которой в том, что полностью счастливы и по настоящему свободны лишь люди, имеющие большую власть и деньги. Путь к подлинному счастью и процветанию каждого гражданина и государства в целом лежит через каждодневный труд, усилия воли и высокий профессионализм. Попытка через внешнее воздействие быстро и радикальным образом улучшить природу русских людей, изменить их психологию и образ жизни – не будет иметь успеха, – делает вывод автор “Кабалы”.

Идейный лейтмотив романа «Кабала» состоит в том, что настоящую свободу человек призван обрести, а не просто получить «даром». Искусственные и быстродействующие средства, напоминающие наркотики, дают лишь временное ощущение счастья, состояние экзальтации – непродолжительный «кайф», наполнение души мнимой благодатью. Но всё это обязательно заканчивается изнурительными ломками и почти неизбежно – мучительной смертью, что и происходит с главным героем произведения Петром Петровичем Парфенчиковым.

В произведениях А.П. Потёмкина представлены практически все уровни и проявления коллективного сознания и психологии масс. Роман «Русский пациент» – великолепное художественное исследование различных психологических модификаций, типов сознания и мировоззренческих парадигм. Персонажи этого романа, произносящие исповеди перед доктором-психиатром Райским, а также в своих уединенных разглагольствованиях, – убедительное воплощение самого различного отношения к действительности и жизненным реалиям. В их поступках и «размышлениях о жизни» автор справедливо усматривает много комического и потешного, особенно в Антоне Антоновиче Пузырькове.

Следует отдать должное А.П. Потёмкину как писателю-гуманисту. Очертив всё многообразие поведенческих мотивов, он не оставляет читателя наедине с его проблемами, а советует найти выход из психологических лабиринтов, даёт понятные ответы на сложнейшие вопросы сегодняшнего дня.

Каждая книга писателя приятно радует не только интересным творческим замыслом и оригинальной художественной стратегией, но и стилистическим мастерством, изобретательностью исполнения и уровнем воплощения, разнообразием и многоцветием лексики. Всё это очевидно свидетельствует о широчайшем диапазоне его художественного мастерства, богатейшем арсенале используемых им литературных приемов и серьезном интеллектуальном потенциале. В семантически многослойных произведениях А.П. Потёмкина много библейского аллегоризма и иносказательности, потаенных образов и многозначных символов. Отличительная черта его произведений – психологизм, умение проникнуть во внутренний мир героев, объяснить глубинную мотивацию их действий. Виртуозное владение искусством полифонии, монолога и диалога, приемами художественного перевоплощения позволяют писателю глубоко и полно осветить наиболее актуальные проблемы современности.

Как настоящий писатель и поистине пассионарная личность, Александр Потёмкин тесно связан со своим временем: он сосредоточен на «чёрных дырах» в социуме, в человеке, в обществе, в еврорпейской цивилизации, но все же от постмодернистских установок других писателей-современников его отличает чувство связи со своей Россией.

Об авторе: Саверченко Иван Васильевич – доктор филологических наук, профессор. Автор свыше 250 работ по проблемам филологии, истории и философии, среди которых 9 монографий. В настоящее время работает директором филиала «Институт литературоведения им. Янки Купалы» в Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси. Профессор Минского государственного лингвистического университета. Член Президиума Союза писателей Беларуси