20 января 2025 г.

Страсти о страшном в архитектурно-этнографическом музее «Семёнково», что на Вологодчине, или ответ Борису Корчевникову

главная / материал
Вологда, Музей "Семёнково", Борис Корчевников, народный театр, русская этническая культура

В Крещение, 2025 года от Рождества Христова, месяца января, числа 19-го в 4 утра 17 минут, когда народ крепко спал, сообщество «канал о Борисе Корчевникове» (именно так!) за его подписью опубликовал некий пост об этнографической программе «страшные вчера» в вологодском музее «Семёнково». Были прикреплены фото, в которых Б.Корчевников узрел «дыхание всесмехливого ада», и процитировал «местных», которые ему написали следующее: «Что с этим делать? Каждый год то Хэллоуины, то другая нечисть.
Разве ради этого наши ребята жизни отдают?» (Почему вдруг с заглавной буквы чужой праздничек назван?).

Да, «написали местные», а федеральные и не проверили, что ничего из того, о чем писали Корчевникову и что он транслировал на весь крещеный мир. (Если, конечно, это его реальный ответ и его имя, а не своеобразное сообщество, которому как «франшиза» «имя» было «передано»). Так вот – ничего этого НЕ БЫЛО на «страшных вечерах», которые прошли днем 18 января в музее «Семёнково». А что было? Была народная драма «Лодка», Вертеп, «Голодная кутья», народные игры и песни, гадания на поленьях, валенках и подблюдные (т.е. этнографические ИГРЫ), ну и святочный хоровод. Всё это я видела не раз, так как много лет бываю у них, пишу о них (только что вышла статья в столичном журнале о спектакле «Потерянный»). Так что, не было вообще того, что живописует Корчевников: «В музейном перфомансе "Страшные вечера - для гаданий верная пора..." - мертвецы, вурдалаки, черти всех мастей, рожи и уродства похлеще хелуиновских, гадания, бесовские обряды и вот такое вот прямое кощунство над крестом и теми, без кого не было бы нас - над священниками».

Между тем, свидетелей у семёнковцев – человек 600, что посетили музей в этот день. Свидетелей совсем иной картины.

Но что же все-таки было, и почему вдруг такие общественные волнения вологодских «прихожан» случились?

Я думаю, что большое колебание народных организмов на Вологодчине началось с приходом нового Губернатора, который всех сильно взбодрил «московским ритмом», объявлением «самого русского региона», «местом силы русского мира» (правда, не сказал, какой именно силы - хотелось бы и творческой). Культурные тренды он задает сам. Тренд сам по себе (на русский слух от слова «трендеть») – дело сильно внешнее, сильно активное, и повестку культурную, кажется, попросту некогда и некому обсуждать глубоко (успеть бы реализовать инициативы Губернатора!). Вот и Корчевников пишет: «Несчастная святая вологодчина – самый русский, кстати, регион России – который, как и всю страну, с особой силой духовно калечат в последнее время: то в Год семьи тут ставят памятник Сталину, чья жена совершила 10 абортов, и, вероятно, поэтому покончила собой;
то тут вырастают языческие капища; то вот такие кощунства, которые выдают за корневую народную традицию, а на самом деле которыми смешивают святость с нечистотами»…(Выделено мной. – К.К.)

Этот портрет «Вологодчины от Корчевникова», тоже написан во вполне скоропалительном воспаленном «тренде»: Вологду-святую «в последнее время духовно калечат памятником Сталина, да вот ещё и «перфомансами от музея». Странно как-то – про 10 абортов знают (поддели Губернатора памятником), а про сотни священнослужителей, замученных революционэрами (и сталинским окружением с ним во главе) – забыли! Как забыли и о том, что Сталин был в святой Вологде (до 1917 г.) в ссылке как разрушитель государства и Домик-музей есть в эту «честь».

Я думаю, что и те самые «местные прихожане», которые побежали с жалобой к столичному журналисту, видимо тоже были «разбужены Губернатором» – как и та самая матушка, с поста которой всё и началось и которая, судя по слогу, писала и в Москву (уверенная в «сатанизме», спекулирующая «защитниками, отдающими жизни на передовой»; участвующая при этом в программе Губернатора по народосбережению, семейной программе и пр.). Вот только ни матушка, ни «прихожане» почему-то не видели и не видят других «культурных особенностей» «несчастной святой вологодчины».  Я, например, уже давно обращаю внимание всех на спектакль вологодского ТЮЗа «Алые паруса» (в режиссуре Б. Гранатова), который идет 13-тый год (поставлен в самое «оппозиционное время», в 2012-ом), и который пересмотрели школьники нескольких поколений с 14 лет, и в котором Ассоль и Грей   встречаются в публичном доме, и в котором есть священник, рассказывающий, что «у него Небеса пусты», и после «исповеди» у которого Ассоль прямиком направляется в публичный дом заработать на освобождение от суда своего отца…

Да, работники музея 11 января невольно (но никак не злонамеренно – не с кощунственными и иными оскорбительными целями) выпустили на в станице ВК фотографии с персонажем-попом (народная драма о покойничке, которого отпели, а он воскрес), с бредушим чортом, и высокими фигурами в страшных «покойницких» масках… И… тут пошла плясать губерния…

И нашла на «прихожан» и матушку «ревность плотского мудрования», как сказал святитель Игнатий Брянчанинов (вологодского, кстати, рода); ревность, которая «всегда сопряжена с разгорячением крови, с нашествием многочисленных помыслов и мечтаний». Нет, никто из священников не позвонил в Музей (с 11 по 17 января вроде и было время), никто из ревнителей-вероборцев по-христиански не поговорил с музейными «промеж себя», прежде чем судилище устраивать (а заодно и пиар себе любимым). Увидев ТОЛЬКО картинки (вот уж воистину мышление клиповое нынче у всех), они обвинили в ужасных грехах музейных работников и пошли в «бой».

Музейные бой не приняли (потому что не было предмета для него) – убрали картинки, упрекнули себя, что «не хватило чувства меры», и они вынуждены были играть «страшные вечера» днем 18-го (в сочельник), то есть в выходные, а прежде играли на Васильев день, например.

Потрясает профанно-примитивное описание взаимодействия чертей и человека у Корчевникова: «Вот так под шутки и "этнографические" выдумки черти входят в человека. Для того, чтобы никогда уже его больше не оставлять».

Так вот, свидетельствую: никакие черти в Семёнково в меня не смогли войти (между прочим, все сотрудники Музея – крещёные, детные и многодетные, замечательно талантливые люди. Лучшего творческого коллектива я не знаю на Вологодчине). Стиль и дух семёнковских спектаклей, народного театра – не оккультный (!), не «мистический», а этнически-игровой. Это не язычество, понимаемое как религия. Это народная бытовая культура, в которой важна её житейская и корневая русская матрица-составляющая. Им важен опыт крестьянской жизни – отсюда и спектакли на архивном материале. Но отсюда и эстетическая эмоциональность, что даёт народная культура с ее красками – от страшных до сердечно-христианских. Отсюда и победительность: чорт в Театре Петрушки утащит вроде его в ад, но Петрушка воскреснет (непременно). И народ это знает! И за это Петра Уксусовича любит! За вечное воскресение. Отсюда и другая особенность народного театра: не сакральность священства является предметом игры и драмы, а поп-персонаж как фигура социальная!!! Ау)))) Слышите, «прихожане»? То есть «уничижительную коннотацию» имел не сан, но качества человеческие у «своего попа» (всяк человек ложь – а крестьяне-то видели его рядом и каждый день!) – отрицательные качества пьянства, жадности, поспешного служения, грубости. В народной драме поп – это персонаж с определенной социальной маской. Но, что самое интересное, в народной драме о воскресшем покойничке, разыгрываемой в «Семёнково», даже и этого нет – тут веселье возникает, что всех покойничек «обманул», даже самого попа (до XVIII века белое духовенство называли попами. А традицию «уничижительности имени попа» заложили наши критики-боевики революционной демократии – почитайте письмо Белинского к Гоголю, с их активным внедрением отрицательного взгляда на всё в России, в том числе и Церковь, и попов – которые исключительно и все у них с «толстыми брюхами», с педантизмом и «диким невежеством»). Вот русские сказки, где есть персонажи-попы: Как поп быка украл, Жадный поп; Как поп работников морил; Старичок Осип и три попа; Вошьи сапожки… Наряду с героем-попом в народной драме и в Театре Петрушки действовали полицейский, солдат, купец, невеста, староста - то есть все те люди, что входили в крестьянский мир так или иначе. Ответственно заявляю: в музее умно, искренне и с огромной любовью работают с этнографическим материалом. Всегда.

Может потому, что мы не понимаем уже сами себя, мы забыли себя и своё, мы десяток лет празднуем хэллоуин? Семёнковцы и предлагают «себя вспомнить», причем участвуя в родном и сочувствуя родному.

Вот я и думаю – почему выбор «прихожан» и матушки пал на музей «Семёнково»?

 Дорогие «прихожане» (так сами себя назвали, и так, от имени безымянных «прихожан» вели дискуссию, что вызывает вопросы: вы имени своего, при крещении данного смущаетесь?) – почему вы ничуть не взволновались тем, что окунавшиеся в крещенские проруби были в татуировках (отнюдь не христианского содержания), как и сам обряд – родом из нашей народной, зимней, снежной культуры (характер наш в нём тоже проходил выделку). Почему этот народный обряд возможен, а народный театр интермедий невозможен? Почему Дед Мороз (вологодский бренд) не вызывает обвинения в «сатанизме»? Фигура-то сплошь «языческая»?!  Чем он лучше милого и наивного попа у семёнковцев (я смотрела раньше, а 18-го января, повторю, его не было)?  Почему рядом в  святой Вологде поёт певец под псевдоименем ШАМАН? В конце-концов, надо и «Слово о полку Игореве» положить в дальний угол – ведь автор его был христианин, а пишет, что русичи – «дажьбожьи внуки» (ну и Гоголя туда же отправить)…Так давайте тогда  замажем и удалим античных философов и сивилл, что изображены на золоченых дверях Успенского и Благовещенского соборов Московского Кремля и Троицкого монастыря в Костроме, на папертях Благовещенского собора в Кремле и Новоспасского монастыря в Москве, они включались в нижний ряд иконостаса церкви Распятия в Большом Кремлевском дворце и т.д. и т.п. (вопрос изучен Р. Багдасаровым).

Почему «Сошествие во ад» в Софийском соборе Вологды вам не кажется страшным (мне как раз всегда страшно)? А Христос, сходящий во ад? То есть, с одной стороны, вы уверены, что во время смотрения народной драмы в музее в вас поселятся черти; а с другой, – вы вроде и не верите в разгул адовый (оглянитесь вокруг), но только в чистоту святых вечеров и в этом смысле ваше редактирование народно-этнографических и религиозно-христианских традиций напоминает лично мне тоже недавнюю вечно светлую пропаганду рая на земле – идеологию коммунизма (соблазн свести небо на землю – вполне антихристианский; а рай и ад, как известно, мы носим прежде всего в себе, в своей душе).

Наверное, есть в этой демонстрации непонимания (и нежелания понять) со стороны «воцерковленных» (новое определение, недавнее), в этом «принципиальном» неразличении мотивов (то есть отсутствующих даже чуточных намерений кощунства у работников «Семёнково») очень важная и глубокая нерешенная проблема: нет ничего сложнее христианского богословия и нет ничего проще мышления расхожими штампами о святости. Да, своя территория и свои границы есть как у Церкви, так и у культуры (театра, этники), но если они пересекаются в живом современном человеке, мы должны искусственно пресечь это? Я же считаю, что нужна большая работа с обеих сторон. Можно, конечно, со светлыми лицами говорить только о хорошем, «о счастье жизни» и все проблемы «замести под ковер». Но вот тогда и получим снова, что только что получили: свой не узнал своего. А уж журналист немедленно (то есть не вникая) пристегнет прекраснейший музей русской этно-культуры к злобе дня – «оккультной астрологии…магам…», «космоэнергетикам»; а писавшие ему «местные», впавшие в раж, и того более – чуть ли не к врагам сынов Отечества, отдающих свою жизнь на передовой, отнесли честный труд семёнковцев, всегда уважительно учитывающих в своем русском этническом календаре церковно-православные традиции, а по сути делающих то, что должны делать и другие институции. Без опыта Церкви и без глубокого опыта в своей культуре современный человек так и будет «качаться», не различая подлинного и подделки.

Так что сейчас важный момент: будет ли этот конфликт развиваться в сторону развивающую, или, напротив, в стагнирующую, чтобы им могли и другие воспользоваться, не позволяя Музею развиваться.

P/S

Конечно, найдутся непременно те, кто спросит: Какое право вы, Капитолина, имеете судить-рядить? Имею. Я – эксперт, искусствовед с десятками лет художественного опыта, театральный критик, работавшая в Историко-этнографическом театре в том числе (кандидат искусствоведения и доктор филологич.наук). В 2003 году в Сахаровском центре (признан иноагентом) случилась выставка «Осторожно, религия!». В Москве нашелся только один искусствовед, готовый разбираться в этих кощунствах. Это была я. Моя экспертиза была представлена в суд (суд выигран). Правда потом судили общественным судом мою статью (она была напечатана в «Литературной газете», где я доказывала, что перед нами злоумышленное глумление). За эту и другие работы в защиту христианского мировоззрения я награждена церковным Орденом «Веры. Надежды. Любови и св. Софии» Митрополитом Казахстанским и Астанайским Александром. И, кстати, я была в свое время инициатором создания Вологодского отделения ВРНС. Но оно, увы, кажется, так и не заработало. И мне в нем работать не дали. Не печалюсь. Всегда есть чем заняться.