Заявка на книгу

Заявка на книгу

Укажите свой адрес электронной почты и мы свяжемся с Вами, как только книга появится в продаже
главная / книги

книги

«О наготе на сцене»

В Париже в начале XX столетия «оказалось возможным дать... две тысячи театральных представлений, где фигурировали нагие актрисы, не вызывая при этом скандала». Париж, что и говорить, цивилизованный город. А вот мы, сетовал теоретик нашего театра Н. Н. Евреинов в 1913 году, «как это завелось уж исстари, и на сей раз мы очутились в хвосте». Справедливости ради нужно сказать, что и отечественная сцена давала ему возможность провозгласить: XX веку суждено быть «веком наготы».

С тех пор наши история и жизнь так складывались, что меньше всего мы страдали от отсутствия в искусстве голой натуры.

«И вот настал день, когда Прекрасная Нагота возмутилась. Границы моря, бани, гимнастического зала и лечебницы д-ра Ламана показались ей в конце концов слишком стеснительными, и она объявила войну за свободу. Честолюбивая, полная сознания своей силы и обаяния, она прежде всего бросила завистливый взгляд на театральные подмостки и во что бы то ни стало решила добиться почетного места на сцене».

И добилась. Место ей, наготе, отдано почетное. Не в какой-нибудь современной драме о падших женщинах, а в комедии Островского и «Записках из подполья» Ф. М. Достоевского.

Зачем режиссерам, ставящим классику, пусть даже «осовремененную», понадобилась в ней живая голая натура?

Раскольники и собиратели

Отечественный театр после «перестройки», политизация театра, политизация русской классики, появление на сцене наготы, лучшие спектакли и пьесы тех лет – «Бабилей» Ф.Абрамова в Русском реалистическом театре; три пьесы Владимира Малягина.

Возрастное ограничение: 16+

Жанр: Современная русская театральная критика

Дата написания: 1989-1990

Издатель: Молодая гвардия

Правообладатель: К.А. Кокшенева

Объем: 112 стр.

…Деловая женщина ушла со сцены. К началу 80-х годов «фабрич­ные девчонки» стали «лимитчицами» и проблемы их были те­перь другими — по крайней мере, страсти к общей бодрой жизни в коллективном общежитии никто не обнаруживал. Секретари парт­комов, директора фабрик, ударницы производства стали «отрабо­танным» сценическим материалом, когда-то заключавшем радост­ный набор стандартных примет равноправия с мужчиной. А все еще сидящая на пеньке (в знак протеста) на сцене МХАТ гельмановс­кая Зинуля — честная производственница — самим автором, столь много сил отдавшим именно «производственной драме», самим ав­тором была названа «чокнутой». Незаметно, но настойчиво стали меняться очертания «женской темы» на театре.

Властной рукой драматурги «новой волны» выбросили на сцену, как на позорище, женщин одиноких и женщин, разрушающих чу­жие семьи, — с их болезненными, но легкими изменами, с их эгоистическими страстями. Мотивы порушенного дома, искалечен­ных отношений мужчины и женщины, безнадежной глухоты одно­го поколения к другому, постоянно стали присутствовать в драма­тических сочинениях Гельмана и Арро, Мережко, Петрушевской и Галина, Славкина и Злотникова. Уходят из дома герои, разрывают­ся между двумя семьями, с безудержной страстью вырываются из прежних пут родства, чтобы никогда не обрести новые или погру­зиться в тьму старых проблем.

Революция низких смыслов

Судьба русской литературы и театра в 80-90-е годы XX века. Смещение представлений о культурной норме, «ликвидаторский проект» в культуре; о конфликте национального и современного; о творчестве Виктора Астафьева, Леонида Бородина, Владимира Маканина, Владислава Отрошенко, Олега Ермакова, Олега Павлова, Светланы Василенко, Александра Сегеня, Юрия Козлова, Владимира Шарова, Михаила Бутова.

Возрастное ограничение: 16+

Жанр: Современная русская критика

Дата написания: 1993-2000

Издатель: Лето

Правообладатель: К. А. Кокшенева

Объем: 13,0 а.л. (224 стр.)

…Для либерала «других» попросту нет. Вот и задохнулись они внутри собственной регламентированной среды (с ее подменами смыслов, с ее самокопаниями внутри интеллигентского нутра, с ее ковырянием истории или шаманскими завываниями в духе Э.Радзинского), и захотели они соленого огурца, как Виктор Ерофеев, делающий теперь несколько иные по тону обозрения в газете «Труд», которые можно было бы назвать так: «Взгляд на действительность с балкона красновидовской дачи». Сознательное избегание диалога (то есть использование замалчивания как самого распространенного приема нынешних пиаровских технологий) – это была всем очевидная либеральная установка минувших лет. Создание уродливой, аномальной культурной ситуации, когда всегда, везде и всюду озвучивались одни и те же имена, – это абсолютное «достижение» (если не культурное преступление против всех писателей, нуждающихся во внимании профессиональной среды и лишенных его) либеральной интеллигенции, расплодившей огромное количество лихих разночинцев от литературы, необходимых исключительно для того, чтобы массой своей занять как можно большее культурное пространство, захламляя его симулякрами, «текстами» с маниями, развратиками. Замалчивание и «наклеивание ярлыков» отражало все то же сущностное разделение на желающих принимать участие в интеллигентских жертвоприношениях гримасничающей и сладострастной даме – Свободе, – и на не желающих участвовать в разрушительных процессах с требуемой полной безотвественностью.

Русская критика

Проблемы современного русского культурного самосознания, государство и культура, культурная оппозиция, культурное подполье, «человек без границ», творчество Александра Проханова, Валентина Распутина, Александра Потемкина, Веры Галактионовой, Виктора Николаева, Лидия Сычевой, Петра Краснова, Бориса Агеева, Павла Крусанова.

Возрастное ограничение: 16+

Жанр: Современная русская критика

Дата написания: 2001-2007

Издатель: ПоРог

Правообладатель: К. А. Кокшенева

Объем: 30,0 а.л. (496 стр.)