книги
«О наготе на сцене»
В Париже в начале XX столетия «оказалось возможным дать... две тысячи театральных представлений, где фигурировали нагие актрисы, не вызывая при этом скандала». Париж, что и говорить, цивилизованный город. А вот мы, сетовал теоретик нашего театра Н. Н. Евреинов в 1913 году, «как это завелось уж исстари, и на сей раз мы очутились в хвосте». Справедливости ради нужно сказать, что и отечественная сцена давала ему возможность провозгласить: XX веку суждено быть «веком наготы».
С тех пор наши история и жизнь так складывались, что меньше всего мы страдали от отсутствия в искусстве голой натуры.
«И вот настал день, когда Прекрасная Нагота возмутилась. Границы моря, бани, гимнастического зала и лечебницы д-ра Ламана показались ей в конце концов слишком стеснительными, и она объявила войну за свободу. Честолюбивая, полная сознания своей силы и обаяния, она прежде всего бросила завистливый взгляд на театральные подмостки и во что бы то ни стало решила добиться почетного места на сцене».
И добилась. Место ей, наготе, отдано почетное. Не в какой-нибудь современной драме о падших женщинах, а в комедии Островского и «Записках из подполья» Ф. М. Достоевского.
Зачем режиссерам, ставящим классику, пусть даже «осовремененную», понадобилась в ней живая голая натура?
Раскольники и собиратели
Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Современная русская театральная критика
Дата написания: 1989-1990
Издатель: Молодая гвардия
Правообладатель: К.А. Кокшенева
Объем: 112 стр.
…Деловая женщина ушла со сцены. К началу 80-х годов «фабричные девчонки» стали «лимитчицами» и проблемы их были теперь другими — по крайней мере, страсти к общей бодрой жизни в коллективном общежитии никто не обнаруживал. Секретари парткомов, директора фабрик, ударницы производства стали «отработанным» сценическим материалом, когда-то заключавшем радостный набор стандартных примет равноправия с мужчиной. А все еще сидящая на пеньке (в знак протеста) на сцене МХАТ гельмановская Зинуля — честная производственница — самим автором, столь много сил отдавшим именно «производственной драме», самим автором была названа «чокнутой». Незаметно, но настойчиво стали меняться очертания «женской темы» на театре.
Властной рукой драматурги «новой волны» выбросили на сцену, как на позорище, женщин одиноких и женщин, разрушающих чужие семьи, — с их болезненными, но легкими изменами, с их эгоистическими страстями. Мотивы порушенного дома, искалеченных отношений мужчины и женщины, безнадежной глухоты одного поколения к другому, постоянно стали присутствовать в драматических сочинениях Гельмана и Арро, Мережко, Петрушевской и Галина, Славкина и Злотникова. Уходят из дома герои, разрываются между двумя семьями, с безудержной страстью вырываются из прежних пут родства, чтобы никогда не обрести новые или погрузиться в тьму старых проблем.
Революция низких смыслов
Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Современная русская критика
Дата написания: 1993-2000
Издатель: Лето
Правообладатель: К. А. Кокшенева
Объем: 13,0 а.л. (224 стр.)
…Для либерала «других» попросту нет. Вот и задохнулись они внутри собственной регламентированной среды (с ее подменами смыслов, с ее самокопаниями внутри интеллигентского нутра, с ее ковырянием истории или шаманскими завываниями в духе Э.Радзинского), и захотели они соленого огурца, как Виктор Ерофеев, делающий теперь несколько иные по тону обозрения в газете «Труд», которые можно было бы назвать так: «Взгляд на действительность с балкона красновидовской дачи». Сознательное избегание диалога (то есть использование замалчивания как самого распространенного приема нынешних пиаровских технологий) – это была всем очевидная либеральная установка минувших лет. Создание уродливой, аномальной культурной ситуации, когда всегда, везде и всюду озвучивались одни и те же имена, – это абсолютное «достижение» (если не культурное преступление против всех писателей, нуждающихся во внимании профессиональной среды и лишенных его) либеральной интеллигенции, расплодившей огромное количество лихих разночинцев от литературы, необходимых исключительно для того, чтобы массой своей занять как можно большее культурное пространство, захламляя его симулякрами, «текстами» с маниями, развратиками. Замалчивание и «наклеивание ярлыков» отражало все то же сущностное разделение на желающих принимать участие в интеллигентских жертвоприношениях гримасничающей и сладострастной даме – Свободе, – и на не желающих участвовать в разрушительных процессах с требуемой полной безотвественностью.
Русская критика
Возрастное ограничение: 16+
Жанр: Современная русская критика
Дата написания: 2001-2007
Издатель: ПоРог
Правообладатель: К. А. Кокшенева
Объем: 30,0 а.л. (496 стр.)