главная / список материалов

Статьи и рецензии

Либеральный застой

Речь Константина Райкина 24 октября на очередном Съезде Союза театральных деятелей РФ была широко распространена СМИ. Скорость распространения речи «Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку», как и масштабы цитирования очень мне напомнили недавнее прошлое…
Читать подробнее

Театральное время с обратным течением

Да, именно так – в сентябрьские дни в Иркутском академическом драматическом театре имени Н.П. Охлопкова все мы будто вошли в реку с обратным течением. Большой и привольный XIII театральный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова вынужденно поменял свой привычный формат – место больших фестивальных спектаклей заняли эскизы режиссеров – участников лаборатории «Актуальная драма». Но, поскольку никакого «обратного течения» не бывает без притока вод материнской реки, то и она,...
Читать подробнее

Осенью в Калуге

Поездка была стремительно-короткой, а успела всё. Побывала на ГРОЗЕ в Калужском ТЮЗе. С режиссером спектакля – Михаилом Алексеевичем Визговым проговорили часа четыре. «”Гроза”  в  шкатулке» –назвала бы я статью об этом спектакле. Сценическое пространство ТЮЗа так невелико, что вся волжская поэзия ("Вид необыкновенный! Красота!») изображалась словом и скромным рисованным «задником». Режиссер всю явную и тайную жизнь калиновских горожан вынес на волжскую набережную – на люди. И это было важное ...
Читать подробнее
9 июня 2021 г.

САМОУПРАВЦЫ (подражая Писемскому и прочим)

ДЕКЛАРАЦИЯ На сцене декорация о двух этажах и нескольких комнатах, представляющая клетки-смыслы. Наверху, на канатах, висит лозунг: Театр традиции, совести, правды, без компромисса и гонорара не#своим. Из клетки номер один выходит ПАРТИЕЦ (пафосно). О, как ждали они пораженья! О, как затаились измученные завистью! Фиг Вам! (Показывает кому-то фигу). Из клетки номер два выходит ТРАДИЦИЯ в женском облике (Одета как тургеневская девушка, но при этом прикована цепью к ноге). Она внимательно смот...
Читать подробнее

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ В ПОИСКАХ ПРАЗДНИКА

В спектакле ярославцев режиссеру Владимиру Смирнову (Данаю) было необходимо пройти дорогой узкой - между «проблемной традиционностью» и рвущейся прочь от актера современной режиссурой. Конечно, шукшинскй щедевр нависает над спектаклем - пока спектакля не видишь - грозным утёсом. Именно потому, что фильм так всерьёз и долго живет в памяти нашей культуры , я и сказала о "проблемной традиционности" -героя Шукшина не переиграть. А значит – нужно просто изменить стратегию. Найти свои, из сегодняшн...
Читать подробнее

ПОХИЩЕНИЕ РОССИИ

 «Сложного человека» уже искали, что само по себе и не плохо. Например, Д. Дондурей и К. Серебренников в 2009 году. И вот теперь в поисках принял участие режиссер К. Богомолов, радикальность которого «розовеет» прямо на глазах (что, может быть, и тоже кому-то не плохо). Вот только интонация при этом в обоих случаях впечатляет своей ампломбной «наивностью» – будто вот прямо сейчас, на наших глазах, впервые в истории культур и цивилизаций отстаивают право на сложного человека, которого режиссер...
Читать подробнее

Рыцарь нашего времени

Юрий Шмелёв – самобытный русский живописец, в творчестве которого творение прекрасного никогда не означало повторения давно освоенного и устоявшегося «идейно-художественного материала». Его никакими усилиями нельзя вписать в советскую школу живописи, даже в лучшие и честные её направления хотя бы потому, что он всегда заглядывал за тот исторический горизонт, куда не принято было бросать художнических взоров. Он видел изобразительное искусство сосредоточием таких ценностей (религиозно-мистичес...
Читать подробнее

Писатель-вамп на просторах Родины. О романе Дмитрия Быкова «ЖД»

 Не знаю, хорош ли Дмитрий Быков как поэт, интересен ли как критик (я у него читала статьи и качественные, и, напротив, какие-то препротивные – с вывертом), но вот романист он плохой. Но он так замечательно плох, что один из нашумевших его романов, в сущности, нам позволяет вообще раз и навсегда устроить поминки по постмодернистской литературе…   Необходимые искажения Реклама «ЖД» (от издательства) обещала нам в этом романе очень «неполиткорректные» идеи, «невероятные» прогнозы  «нашего будущ...
Читать подробнее

СВЯЗУЮЩАЯ В РОД. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

Конфликт с какой жизнью? Писателю давно уже навязывают «конфликт с действительностью», похваливают «чутье на иррациональную, страшную, подпочвенную правду о России», подчеркивают мастерство «в изображении страдания, в живописании людей, потерявших себя» (Д. Быков). Новая повесть Распутина (как и все творчество) не дает, на мой взгляд, оснований для столь чудовищных похвал. «Потерявшие себя» Светка и муж героини Анатолий (совсем не слабый, а только подтверждающий ту аксиому, что психически жен...
Читать подробнее
11 января 2021 г.

Связующая в род. Два Ивана. Часть вторая.

В центре его повествования – жизнь обыкновенной русской семьи, каких сотни тысяч. Но жизнь эту поперек переехало горе. О человеческом сопротивлении горю и писал Распутин. Самым предельным, самым отчаянным переживанием стало материнское, «разрешившееся» отмщением насильнику. Тамара Ивановна дана писателем крупно, словно в ней одной отразилась вся сила и осмысленного, и инстинктивного материнства, сохраняющего в сегодняшней русской женщине. И дело совсем не в том, что русская семья разложилась ...
Читать подробнее