Я не являюсь членом Союза театральных деятелей (СТД) России. И не намерена в него вступать. Мне дорога личная свобода. А это значит, что я абсолютно ничего не хочу ни от СТД центрального, ни лично от его руководителя – А.А. Калягина.
Впервые за долгие-долгие годы я была практически на съезде – в Ярославль были приглашены все председатели региональных отделений СТД, директора театров, артисты, режиссеры. Я была с теми, кто с 16-00 13 декабря до 18-38 оного же числа томился в прекрасных рекреационных залах первого русского театра имени Федора Волкова.
Театральному народу было пожаловано шампанское, которое я не пила, но вкусившие его констатировали, что качество игривого напитка было сильно средним… Ну, право, не пить же тут собрались, а запечатлеть в культурном пространстве, так сказать счастливый момент… Запечатлеть поцелуй на лице Мельпомены. Нет, решительно нет! Не было никаких торжественных обедов в честь русского театра, или, тем более, ужинов… «Вдумчиво вникать в меню» не пришлось.
Но не только Россия театральная томилась и вздыхала – а как не томиться? Проехали, например, на поезде 36 часов до Москвы, потом на другом поезде до Ярославля… Ради чего, спрашивается?
Вот и я говорю: ради ЧЕГО?
Смею предположить, что и сильно задержавшегося Президента, многим было видеть все же приятно: можно и внукам рассказать «как я встречался с Путиным»…В Ярославле. В 2018 году. Пусть и на пять минут, пока он бодро говорил о театре, о любителях ярославцах, давших импульс к развитию национального профессионального театра, вспоминая императрицу Елизавету Петровну.
Потом был часовой концерт. Странный. Обещанного прежде представления, в котором бы вся история нашего театра от скоморохов до нынешних театральных достижений была представлена в особом «сквозном действе», - такого представления все же не случилось. Случилось театрализованное шоу. Театральные картинки. Режиссер Нина Чусова и художник Павел Каплевич, видимо, работали на «живую нитку», собирая то, что можно было собрать в «короткие сроки». Не впечатлила немыслимо-тяжеловесная и гламурная яркость сцены коронации из «Бориса Годунова», как и следующий за ней «Умирающий лебедь» блистательной Светланы Захаровой. Снегурочка Альбины Шагимуратовой пела о радостях летней жизни в тридэшном формате тотальных снегов: именно ей стремительно завершился формат «классического театра» и концерт сразу прыгнул к Твардовскому и его Теркину. Ну, а потом случилось «актуальное» современное движение – русскую народную «Колыбельную» протанцевала пара вольным танцем в костюмах 50-х, а под Скрябинский музыкальный космизм и супрематические визуальные «декорации» изобразили роботообразную «поэму движения». А вот хор крестьян из оперы «Евгений Онегин» Чайковского, завершающий, так сказать, все это расплывающееся и довольно безмысленное полотно «торжественного» шоу протанцевали артисты «Свободного театра» и вроде бы как артисты Волковского театра (хотя местная пресса накануне писала, что волковцев не пустили в концерт). Непосредственно «поющими крестьянами» были артисты хора Татарского академического театра оперы и балета. К артистам, как и ведущему А. Мерзликину, нет претензий – каждый профи. В целом все же не добрались до торжественности, как у меня возникло скорее чувство жалости к ним, чем благодарности, – чувства, приходящего, обычно, вместе с художественной радостью.
Устный жанр был представлен народной артисткой СССР Верой Васильевой, весьма эффектно рассказавшей о себе и Театре. Ей искренне восхитились.
А вот «Монолог» (так значилось в Программе) народного артиста РСФСР Александра Калягина был весьма фантастическим. Если он был обозначен в Программе артистом, а не председателем СТД, то я как-то рассчитывала, что он и выступит в качестве артиста. Прочтет некий «монолог»: «Любите ли вы театр?».
Ан нет!
А.А.Калягин рассыпался мелким горохом в коротких благодарностях Президенту, О. Ю. Голодец, Министерству культуры и СТД. Закончив лозунгом «Вперед!». А поскольку бывают и благодарности как «тайные надежды на дальнейшее одобрение», весьма зримо демонстрирующие «близость» Театра и Власти, – то стилистическое выпадение из церемонии нар.арт. РСФСР А.А.Калягина было неизбежно.
Ни слова живого!
Забавно, но я тут вспомнила еще один «символический» факт – ГОД ЛИТЕРАТУРЫ тоже начинался в ТЕАТРЕ (церемония открытия состоялась в МХТ в 2015 году).
В общем, высокого шоу профессиональный зритель молчал и что-то думал про себя…
Я, например, о том, что пафосная речь председателя СТД А.А. Калягина на заседании Оргкомитета Года театра 25 сентября 2018-го как-то сильно не соответствовала тому, что я видела. Он говорил: «Год театра это долгосрочный заряд социального оптимизма для всей страны. ….Год театра сегодня очень нужен нашей стране, которая в сложнейших внешних условиях, при непростой обстановке внутри, повторюсь, просто требует прививки социального оптимизма. Для каждого россиянина сейчас очень важно почувствовать позитивный, созидательный настрой власти, отвлечься от окружающего негатива. Причем особенно важно это для регионов. А театры и люди театра, если перед ними так сформулировать задачу и их сегодняшнюю миссию и когда им будут помогать региональные власти, способны организовать яркий и продолжительный праздник для всей страны. Именно в этом мы видим политическую значимость Года театра. Именно поэтому я обратился к Владимиру Владимировичу с таким предложением и получил его поддержку».
Оставим без внимания пир самопрезентаций. Формат Открытия Года театра, в котором так блистательно промолчала глобоэлита, кажется, все же не принес «заряд социального оптимизма».
Понимаю, как трудно собрать цельную и осмысленную программу концерта, – все равно нынче получаются шоу! Оно, увы, в целом так и не смогло разбудить большие и радостные чувства зала, представляющего театральную Россию. Кажется уже и не понимающую, – зачем стоило ехать за семь верст киселя хлебать?!
Театральная Россия выступила в этот день и сама в качестве народной массовки к другому (и, возможно, для кого-то главному) событию, которое происходило «на полях» ТЦ (торжественной церемонии) и при закрытых дверях около часа.
Ведущие хронику дня ярославские журналисты написали, что в 17-40 Президент начал встречу с театральными деятелями и в 18-38 завершил. То есть, до 17-40 театральное хай-лайф тоже пребывало в ожидании. А почему бы не впустить всех в зал и провести ожидание с пользой? Например, руководителю СТД и прочим хедлайнерам Года театра рассказать тем, кем они руководят о том, что же конкретно получит в Год Театра Россия театральная? Но никто не вышел к театральному сложнонародью, забыв про калягинские «установки» на региональный «созидательный настрой» – в отдельном помещении была своя тусовка.
Да, я внимательно прочитала вывешенный (в качестве образца для всех отделений?) на сайте СТД обширный План Года Театра в Свердловской области . Нет сомнения, что все регионы напишут свои планы, куда включат все, что уже и так есть (без Года Театра), добавив, естественно, мероприятия просветительского и творческого характера. Однако, включенные в планы капремонты театров кукол и ТЮЗов, программа «Большие гастроли» – это тоже отдельные федеральные программы, которые собственно к Году Театра не имеет никакого отношения.
Впрочем, нет сомнения, что благодаря регионам в АП будут представлены многие тома отчетов о ГТ.
Так что же получат наши провинциальные театры в Год Театра от полутора миллиардов рублей, выделенных на ГТ? Я, простите, так и не поняла, изучив доступные документы.
Ни от кого не секрет, что на Год Театра выделено почти полтора миллиарда рублей. Ни от кого не секрет, что СТД получает «дополнительные 20 миллионов» (в целом же, говорят, это будет 250 миллионов – надеюсь, что финансовый отчет по ГТ будет опубликован и все слухи будут пресечены). «Отдельную исследовательскую программу театрального дела запланировал Союз театральных деятелей, – рассказывает А.Калягин, – от ситуации на рынке труда до проблем репертуарных театров и коммуникаций со зрителем через социальные медиа. В 2019 году по итогам этого анализа СТД внесет свои предложения в проект Стратегии развития театрального дела на 2020-2030 годы. Расходы по этому пункту плана составляют 30 млн. рублей». Вот бы и рассказать «всероссийской труппе», собравшейся в Ярославском театре, о столь масштабных задачах, касающихся казалось бы всех.
Театральный марафон (который, как и театральная олимпиада, как я поняла) – в руках Валерия Фокина. Он предполагает показать 25 театров из 30 стран по всей стране от Владивостока до Калининграда. А поскольку было объявлено, что марафон начнется с июня и пройдет в восьми (?!) из девяти федеральных округов, то было бы интересно услышать от Фокина рассказ о том счастливом театральном «синем банане», который будет охватывать те или иные города России. «Мы уже начали рабочие визиты», - говорил В.Фокин. Тоже интересно, - куда? В Амстердам или в Саранск?
«Общий бюджет марафона — 449,2 млн. рублей, в том числе 30 млн. на проведение Всероссийского театрального фестиваля «Федерация» (театров, работающих на языках народов России) в Грозном, а также на поддержку мероприятий марафона по заявкам субъектов РФ». «В частности, в рамках открытия марафона к 100-летию Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова будет показано 8 спектаклей. В марафоне примет участие и проект СТД «Лучшие спектакли-лауреаты фестиваля „Золотая Маска“ в регионах России» (ссылка).
«За лучшую театральную постановку русской классики дадут 3 миллиона», – сообщает «Российская газета». Правда, не понятно, – кому дадут? Наши театры или иностранные коллективы тоже будут участвовать в конкурсе?
Куда же без «ЗМ»? Тут отдельный бюджет, и тоже, как говорят в кулуарах, в общем и целом 250 млн.руб. Но об этом лучше спросить гендиректора – М.Е. Ревякину, после особого участия которой на «встрече с Президентом», ярославские электронные СМИ тут же вышли с заголовком о «Бесконечной череде маразма». Это сниженное (до бытовухи) мегакультурное изречение принадлежало как раз М.Е. Ревякиной, которая употребила именно эти слова в адрес 44-ФЗ (о закупках) и передала Президенту документ с поправками к нему. Не сидящим в зале людям театра, а Президенту доказывали «за кулисами» совсем не очевидный факт, что «Золотая маска» является объединяющим театральное сообщество мероприятием. Даже и «Союз театральных деятелей сегодня, благодаря этому фестивалю, творчески состоятелен», – уверенно говорил г-н Урин, подытоживая свою пляжную историю рождения «Золотой маски». Не уверена, что театральные деятели в зале поддержали бы такое сильное умозаключение. Вроде как ЗМ – 25 лет, а театральное «сегодня» имеет историю сообщества, которое несколько раньше начало складываться. В 1877 году…
Второе глобальное мероприятие – VIII-я Театральная олимпиада (март-ноябрь) – придумано не нами. Просто в нашей стране пройдет второй раз.
Бюджет театральной Олимпиады составит 500 миллионов рублей. "Из них 250 млн рублей — обеспечение проведения ключевых мероприятий, 250 млн рублей — обеспечение проведения мероприятий в регионах РФ", — говорится в Проекте плана ГТ. Об этом сообщает Рамблер: «Основной площадкой VIII Театральной олимпиады станет Санкт-Петербург, мероприятия также пройдут на 50 площадках в 7 регионах страны, включая Крым (олимпийская молодежная площадка в Артеке) и Дальний Восток. В программе более 150 спектаклей, 10 мастер-классов, 27 лекций и 7 научных конференций. … свое мастерство покажут порядка 5 тыс. российских и около 3 тыс. зарубежных артистов. https://news.rambler.ru/other/41330854/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink Мне показалось, что маловато наших артистов – но, как говорится, эти вопросы должны задавать сами театральные деятели.
Допускаю, что всем всё известно. Как уже и сверстаны особые планы, о которых на заседании оргкомитета говорил А.А.Калягин: «Это должен быть Год: …когда появятся театральные поезда, а может быть и самолеты, доставляющие зрителей из глубин России на театральные действа ведущих театров страны…». Хотелось бы посмотреть на эти поезда и самолеты… Впрочем, за слова у нас не принято отвечать. Такое вот «недостоверное время».
И последнее: умением «наклонять дела в свою пользу» сегодня активно пользуются «эффективные менеджеры» (в которых так здорово перевоплощаются иные художники) и театральные мажоры. На встрече в Ярославле Валерий Фокин произнес и такую медовую речь Президенту: «Но когда говорю о хорошем, хотел бы сказать, что меня, я честно признаюсь, несколько удивило, хотя я человек уже немолодой и меня трудно удивить. Дело в том, что многие коллективы и худруки вот этих иностранных коллективов, несмотря на трудности и сложности обстановки, в том числе международной, с огромным удовольствием хотят к нам приехать. Некоторые даже перенесли свои контракты на поздний срок, для того чтобы приехать. Это говорит о чём? Я думаю, это говорит о том, что авторитет театра, его школа, его традиции – это то, что их очень увлекает, то, что их держит, чем они интересуются. Это, я считаю, очень большой положительный знак».
Но как не заметить и иной знак?
Новый тренд – доказать Президенту и его администрации, что культура и только культура (а внутри ее – театр на особом месте) осталась единственным окном в Европу, единственным «мостом» в западный мир, когда пространство политическое и экономическое катастрофически сузилось. И чем сложнее все вокруг – тем круче значение культуры, то есть, мораль сей басни такова: не жалейте денег на культуру и театр особенно! Не жалеют. На ГТ дали полтора миллиарда. Впрочем, как говорил незабвенный И.Т. Посошков: «В деньгах не вес имеет силу, а царское имя».
Фотографии - из СМИ 76 регион