29 декабря 2015 г.

Сибирский маршрут

главная / материал
русская литература, Тарковский, Сибирь, культура

Три вопроса критика Капитолины Кокшеневой к писателю Михаилу Тарковскому

К. Кокшенева: Дорогой Михаил!

Заканчивается Год литературы. Ты, как писатель, какие события переживал? Выделялся ли этот Год чем-то особенным в твоей литературной жизни?

М. Тарковский: Да, я попытался внести свою лепту в Год литературы, и открыл его эдаким сибирским десантом – проехался по городам Западной Сибири и Урала. Едем с женой из Красноярска на автомобиле с книгами (своими и друзей), с альманахами «Енисей», главным редактором которого я теперь удостоен чести быть. Ну и проводим встречи в библиотеках, школах. В общем, держим путь через Кемерово, Барнаул, Новосибирск, Омск, Тюмень, Сургут, Тобольск (правда, там выступлений не было, но было замечательное общение с подвижником русской культуры Аркадием Елфимовым). Об этой поездке впору писать большой очерк. И вправду, здорово ехать зимой по земле, которая тебе люба, и встречаться с людьми. Самое сильное впечатление произвела территория русской словесности в Сургуте, созданная Сергеем Лагеревым и его единомышленниками. Нынче Россия жива такими очагами духовного сопротивления, которые тем сильнее, чем яростнее пресс всего того, что мы называем западной идеологией, русофобией, разрушительством, и т.п… Как это не назови – всё неполно будет. Да и дело не в названии. Хоть горшком назови – только в печку не суй. А вот суются! Но пусть не надеются – ухват найдём. Бог с имЯ.

О каждом городе, и его людях хочется целую главу писать! И о Сергее Лагереве, и замечательной учительнице русского и литературы Светлане Тюрморезовой, о Саше Кердане, и о Юре Беликове, и об Аркадии Елфимове, и о Дмитрии Мурзине, и о Веронике Шелленберг, и о Николае Александрове, и о Серёже Козлове. Простите, если кого-то не упомянул и низкий вам поклон, братья и сестры. Конечно! Мы же потом доехали аж до Воронежа и были у Саши Новосельцева в Ельце, а на обратном пути у Захара в Нижнем, практически провожали его в поход с гуманитаркой.

Потом Год литературы одарил меня премией Серебряный Дельвиг. Потом был литературный фестиваль КУБ в Красноярске, где очень хорошо пообщались с Анатолием Байбородиным из Иркутска и Васей Авченко из Владивостока. Это всё мои друзья. И таким вот пространством и дышит и живёт душа, и лучшего счастья и быть не может. Хоть в Год литературы – хоть в какой другой.

А каких-то особых событий-прорывов, чего-то радикального, какого-то поворота к ценностям, которые провозглашены нашей литературой (глубокий патриотизм, многовековые нравственные ценности) или поворота идеологии в сторону служения Отечеству (идеология вроде как законодательно отменена, но это тоже миф)– ничего такого я не заметил. Только хорошо знаю угрозы ввода федерального госстандарта в старших классах…Да вот, еще, эта настырная установка на «успешность»… У микрофона успешный журналист Передачкин. Новости поселка Таёжного! Успешный бортмеханик Ключевой-Гайкин успешно обеспечил посадку ми-восьмого на площадку и передал почту успешному почтальону Посылкину… Успешный кочегар Лопатюк успешно обеспечил штатную температуру в школьных помещениях… Успешная техничка Швабрина успешно провела мокрую уборку актового зала. Успешный рядовой Винтовкин совместно с успешным пожарником Хоботовым и успешным монахом Окладовым провели встречу со школьниками, посвящённую успешности в вопросах гражданской обороны, пожарной безопасности и духовно-нравственного воспитания. Успешный учитель Двойкин успешно провёл занятия по повести успешного писателя Гоголя «Портрет», успешно развенчивающую понятие «успешность» в самом корне, как категорию поверхностную и сиюминутную.

Да, если считать принятие утверждение Основ государственной культурной политики событием 2015 года (а не конца 2014, если формально), то этот долгожданный документ так же крайне важен, поскольку там произнесены слова о русских национальных ценностях, хотя конкретного механизма воплощения пока никто не разрабатывал. Насколько будет эффективна новая концепция на деле – сказать трудно. Нужна конкретная законодательная поддержка. Поворот к России.

Михаил Тарковский

К.Кокшенева: Твой рассказ об «успешных делах» позволит легко мне перейти к Козьме Пруткову, который говорил: «Как же подданному знать мнение правительства, пока не наступила история?»... Скажи, чувствуются ли в нашей Сибири московские начинания? Нужна ли, например, культурная политика, стратегия развития культуры? Или литература и культура могут обойтись и без патронирования?

М.Тарковский: Никакой разницы Сибирь-не Сибирь нет. Для сибиряков тем более. Из Сибири мы видим всю Россию равно и с одинаковой любовью. Начинания центра всегда чувствовались во всех регионах, независимо от удаленности (и в любые эпохи). Про преступность акта отмены идеологии говорено русскими подвижниками в Сибири уже столько, что даже повторять неохота. Так же как о необходимости руководства культурой. Повторюсь, всё уперлось в отмененную идеологию. Пока не объявим служение Отечеству смыслом жизни общества и отдельного человека в мирное время, так и будем рушиться. Вообще пока не будет самого головного поворота к этому Отечеству, в самую нутрь его – так всё и будет. 

Была Православная Русь, было Советское государство, везде была цель. Сейчас её нет. Рынок не цель. Это механизм. Либеральный индивидуализм из Декларации прав – ну совсем смешно. Цель – она вдали всегда. К ней главное – путь. Сейчас, в «эпоху индивидуализма», самое важное – научиться манипулировать этим «индивидуализмом» индивида. Как любит говорить писатель Николай Александров из Новосибирска «политтехнологии – это когда нельзя говорить напрямую, чего ты хочешь».

К.Кокшенева: У нас регулярно в творческой среде возникает "зуд свободы" - все, разом, начинают тревожиться, появляются некие трихины беспокойства об "опасности", начинают говорить, что "слишком много всюду государства".

Как там со свободой в Сибири? Ты, лично, как распоряжаешься свободой?

М.Тарковский: Я категорический противник свобод без обязанностей и свобод без морали, поэтому не втягивай меня в дискуссию о просроченных европейских ересях. Про них все сказано в великой русской литературе, Год которой мы с переменными достижениями провожаем под этот трескучий, но уже конечно не такой, как ране, морозец. 

Рад был с тобой поговорить. Бог в помощь и с Грядущим Рождеством Христовым! Привет из Бахты Красноярского края.

 

Биография:

Тарковский Михаил Александрович, русский поэт и писатель, член СП России. Родился в 1958 г. в Москве. Закончил Московский педагогический институт им. В.И.Ленина по специальности география/биология. В 1981 году уехал в Туруханский район Красноярского края, где почти сразу же начал писать стихи, и где работал сначала полевым зоологом на биологической станции, затем охотником в с. Бахта, и где и живет по настоящее время. В 1991 году закончил Литературный институт им. А.М.Горького, заочное отделение, семинар поэзии В.Д.Цыбина. 
Автор стихов, рассказов, повестей, очерков. Лауреат премий журналов "Наш современник", "Роман-газета", "Новая юность", и других, в частности премий Белкина, Соколова-Микитова, Шишкова, а также Л.Н.Толстого "Ясная Поляна" и премии первого редактора Литературной газеты Антона Дельвига «За верность Слову и Отечеству». Автор книг: "Стихотворения", "За пять лет до счастья", "Замороженное время", "Енисей, отпусти!", ""Тойота-креста", "Избранное", "Сказка о Коте и Саше". Главный редактор альманаха «Енисей».