Некоторые рефлексии по поводу создания Вологодской властью филиала «Изборского клуба»
25 октября 2024 года от Рождества Христова в старинном Дворянском собрании города Вологды, где нынче квартирует Филармония, состоялась публичная церемония представления филиала «Изборского клуба». Об этом было много информации. Не буду перечислять всех, кто приехал, говорил, и кто в чём участвовал. Я не являюсь членом клуба, но давно знаю Александра Андреевича Проханова (всегда нацеленного на FUTURUM «пятой империи» и «русской мечты») и его заместителя по клубу Виталия Аверьянова (была научным оппонентом на защите им докторской диссертации, и он был автором журнала МОСКВА в пору, когда я возглавляла отдел культуры и критики). Инициатива клуба – начальственная, потому и вологодское отделение возглавил Д.В. Дворников (начальник департамента внутрипола областного правительства). Кто еще входит и на каких основаниях в ВИК (Вологодский «Изборский клуб») – не было пока объявлено.
Уже больше двадцати лет я являюсь актором вологодской культурной жизни. Писала о вологодских театрах, о талантливом крестьянском «Театре на повети» в прекрасном «Семёнкове», много писала о Василии Ивановиче Белове, о его «Ладе», участвовала в подготовке его семитомного Собрания Сочинений, а на четырех фестивалях «Голоса истории» была экспертом, членом жюри, арт-директором. Являюсь лауреатом Государственной премии Вологодской области по культуре. В общем, мое положение особенное, пограничное, столично-провинциальное. И в столичном, и в вологодском пространстве я себя чувствую дома.
Не смогу воссоздать то, о чём я говорила в короткой публичной речи - скорее разовью некоторые её направления.
Гуманитарная стратегия заседания – направление в сторону энергии-драйва, возбуждения витальных сил вологжан, которые будут нацелены на «Русский лад», на позитивную работу, на жизнь в традиции и в пространстве идеала. Всякий разумный человек, конечно, согласится, что все это здорово и здорОво. Правильно и красиво. Как и всякий культур-деятель понимает, что указы (самые высоколетящие) культуры не создают, но могут создать условия для пестования культурно-исторического и подлинного в наших современниках.
Ведь недавняя история и история начала XX века нас учит, как недостаточно Власти быть только традиционной; не менее важно предупредить и «нейтрализовать» те мощные отрицательные воздействия, которые внедрялись в русскую жизнь что в начале XX века, что конце его (увы, Власть и царская, и «новая» не справилась с этим «заданием»). Но быть концептуальной Властью нельзя и без памяти о том, что «нет пророка в своем Отечестве», – то есть, иметь волю Власти идти против привычной обыденности и всегда иметь ввиду, что только «пророк в Отечестве» и способен развивать культуру, говорить правду об изношенности культурных и идеологических норм и культурных форм. И много раньше политиков и идеологов чувствовать тонкие народные токи. Соотношение статичного (устойчивого, глубоко укорененного) и динамичного (творческого поиска) в культуре чрезвычайно важны. Мы ведь все свидетели того, как бесконечная нацеленность на «искания» новейшей культуры довели ее до полного постмодернистского истощения; и как опора исключительно «на эксперимент» создали тотально травматическое «современное искусство». Так что вполне закономерно, что маятник качнутся в другую сторону – к традиции, иерархии, идеализму (о «тоске по идеализму» я писала уже в конце, кажется, 90-х годов).
Вологда объявлена «местом силы русского мира». Дерзаю предположить, что сила эта не простая (физическая), а сложная – а значит интеллектуальная и культурная тоже сюда будут включены (иначе зачем «Изборский клуб»?) Но, как известно, это пространства самые трудные и сами по себе насыщенные бесстрашием. Области конфликтные. И это нормально. Конфликт? (Вопрос –чиновный окрик). Конфликт. (Точка – чиновная задумчивость). Конфликт! (Восклицательный знак – чиновная радость как стимул к развитию). Именно такая логика, полагаю, вполне продуктивна – побуждает к диалогу.
Как тут не вспомнить «занозливые речи» Ломоносова, выступившего против исторических воззрений немцев Байера, Шлёцера и Миллера, и боровшегося за то, чтобы русской Академия была не только по своему именованию. Человек талантливый – часто неудобный. Неудобным был Ломоносов, дерзким – Пушкин. Поперечным был и Василий Иванович Белов (отнюдь не тихим соглашателем, старичком у плетня). Будет ли культурный конфликт драйвером развития, или художники самые яркие уйдут «в культурное подполье» – во многом зависит от способности власти к диалогу, который, на мой взгляд, пока не начинался. Москвичи уедут. А местной творческой интеллигенции, к сожалению, не было на публичном заседании ВИКа (были, конечно, руководители подведомственных культурных организаций).
Символический, христиански-метафизический, культурный и исторический капитал Вологды огромен – нет сомнения. Ровесница Москвы, «пристоличная Сибирь», Вологда-память вписана в русскую историю мощно. Но весь вопрос в том, насколько всё это современный вологжанин способен вместить в себя? Что современная Власть может предложить? Как и в каких концептуальных границах возможна актуализация огромного наследия?
Продолжение следует.