главная / список материалов

Статьи и рецензии

Либеральный застой

Речь Константина Райкина 24 октября на очередном Съезде Союза театральных деятелей РФ была широко распространена СМИ. Скорость распространения речи «Мы клевещем, доносим. И опять хотим в клетку», как и масштабы цитирования очень мне напомнили недавнее прошлое…
Читать подробнее

Ты готов к «Русскому ладу»?

25 октября 2024 года от Рождества Христова в старинном Дворянском собрании города Вологды, где нынче квартирует Филармония, состоялась публичная церемония представления филиала «Изборского клуба». Об этом было много информации. Не буду перечислять всех, кто приехал, говорил, и кто в чём участвовал. Я не являюсь членом клуба, но давно знаю Александра Андреевича Проханова (всегда нацеленного на FUTURUM «пятой империи» и «русской мечты») и его заместителя по клубу Виталия Аверьянова (была научны...
Читать подробнее

В защиту Василия Белова и «деревенщиков»

Концепция «опасности русской культуры» сложилась, как ни странно, именно в советское время: в те самые знаменитые «шестидесятые годы», когда «сверху» была проведена «либерализация культуры», и когда непредвиденным итогом её стало появление в культурном советском поле нового типа – «деревенщиков», реально и сознательно «реставрирующих» права русской культуры.   Интеллектуальной светскости столичных носителей культуры принято и сегодня противопоставлять «выходцев из народа», которые, будто не у...
Читать подробнее
16 октября 2024 г.

Pro и contra: «Барышня-крестьянка» в Вологодской драме

Если бы я смотрела этот спектакль в балаганах на Девичьем поле или на Нижегородской ярмарке, то меня ничуть бы не смутили те два «коверных», которым заезжий режиссёр Ирина Астафьева отдала роль рассказчика. Там, понятное дело, балаганные зазывалы не только рекламировали то, что публике предстояло увидеть, но были остроумными и ловкими «петрушками», прекрасно справляющимися с «творческим заданием». Их остроумные тексты – роскошь!
Читать подробнее
2 июля 2023 г.

Долгое созерцание красоты

Командный театр Эта странная мысль посещает меня всё чаще: а остаётся ли в современном театре режиссёр той собирательной и определяющей творческой силой, которая решает в спектакле всё? Я уже писала, что в «Процессе» Кафки Александринского театра сценография Марии Трегубовой при участии Алексея Трегубова и роскошная музыкальная партитура «играли лучше всех». А о проектах типа «Чёрный русский» или «Лавр» я уже и не говорю – характерная корпоративно-командная технология налицо, что, собственно,...
Читать подробнее

Время Белова

Этот спектакль был поставлен по заказу департамента культуры Вологодской области и к дате – к 90-летию со дня рождения русского писателя, классика XX-го века, Василия Ивановича Белова (1932-2012). В день его рождения, 23 октября, и состоялась премьера. «Датский» спектакль стал счастливым исключением четырех последних сезонов Вологодского драматического театра. Московский драматург и режиссер Александр Пудин сразу развернул знаменитую повесть В.И. Белова «Привычное дело» в сторону театральной ...
Читать подробнее
28 октября 2022 г.

Александр и Ольга

20 октября 2022 в Москве похоронили Александра Викторовича Недоступа – известного русского врача-кардиолога, крёстного моего сына, совершенно особенного человека в моей жизни. Я точно знаю, что смиренная тишина, огромная внутренняя культура были у него в крови, – от священнического рода мамы, М.А. Раевской. Я точно знаю, что мы жили и общались с доктором, служащим людям самым буквальным и коротко-христианским путем: мне не приходилось лечиться у него по «профилю», но десятки раз я просила за ...
Читать подробнее
27 октября 2022 г.

Немножко получилось...

Я видела Островского угнетённоого – угнетённого режиссерским усиленным «переосмыслением». Я видела Островского освобождённого – от самого себя, примет исторического времени и драматического достоинства. Я видела Островского прикованного – и у его героев, как у Прометея, «клевали печень» режиссёры. Но, к счастью, был в моей театральной жизни и Островский праздничный, тонкой режиссерской выделки; был и «воздушный», когда волей режиссера герои изымались из быта и помещались в легкое и счастливое...
Читать подробнее

Десять дней жизни в истории

«Что и составляет величие человека, ежели не мысль? Да будет же мысль свободна, как должен быть свободен человек» А.С. Пушкин О театральных лифтах Региональный по своей вологодской «прописке» фестиваль «Голоса истории» – ровесник нашей новейшей истории, в которую он вместе со своей страной шагнул в 1991, потеряв, конечно, сразу голоса советской истории. Причем, потери эти становились очевиднее с ходом времени. Но сам фестиваль – безусловно-счастливое приобретение. Он был и остается важнейшим ...
Читать подробнее

Адепты культурного НАТО

Эта статья написана недели две тому назад. Теперь её «главный герой» уже рассказывает в фейсбуке о том, что его спектакли снимаются во всех театрах. Не знаю, много ли таких театров, где в принципе шли его спектакли (тут он молчит), но определенное наслаждение, что теперь он становится «гонимым», молодой режиссер Н. Бетехтин явно испытывает. Не заработал художественной репутации – самое время заработать «политическую», с оттенком «гуманитарного мученичества». Так как одно очень культурное изда...
Читать подробнее