10 ноября 2017 г.

От Грозного до storytellingа, как Матильда поссорила русский народ в 2017 году

главная / материал
Культурная политика, русская история, Грозный, современная историческая драматургия

Фонд поддержки и развития социокультурных проектов «КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА» и Московский Городской «ТЕАТР на ПОКРОВКЕ» сообщают о завершении конкурса исторической драматургии + ИСТОРИЯ.DOC

На конкурс исторической драматургии поступило несколько десятков ЗАЯВОК, в которых предлагалась драматизация самых разных периодов отечественной истории: от древнерусского периода до 90-х годов XX века, тоже уже ставшими «кольцами жизни» на древе нашей истории. Не случайно в 2017 году, в столетие революции, драматурги уделили ей свое пристальное внимание.

В жюри Конкурса входили: заслуженный артист РФ Борис Галкин (председатель), известный критик, доктор искусствоведения, профессор Нина Шалимова, руководитель драматургической мастерской Литературного Института, известный драматург Владимир Малягин; критик, руководитель проекта, доктор филологических наук Капитолина Кокшенева; писатель и критик Мария Скрягина.
Авторитетное жюри назвало шесть победителей конкурса, победа которых означает их участие в лаборатории исторической драматургии и научно-творческой конференции «Голоса истории: современная историческая драматургия».

Это: Елена Богданова с пьесой «Удержать Веру» (Новосибирск); Вера Галактионова с драмой «Спящие от печали» (Москва); Лугин Юрий с пьесой «Горел» (Ивангород Ленинградской обл.); Романов Дмитрий с «Отречением. 1917» (Томилино. Московская обл); Убогий Андрей с пьесой «Музей исчезнувших вещей» (Калуга); Игнашов Александр с драмой «Страсти по самозванцу» (Самара). Так, в заявке-пьесе Елены Богдановой «Удержать Веру» (вариант: «ВероЧКа»), героиня пьесы – яркий революционный тип, знаменитая чекистка Вера Брауде (1890 – 1968), которая упоминается сегодня в списках «кровавых палачей режима». Задача автора – отразить развитие особенного типа личности, востребованного эпохой «диктатуры пролетариата», основные черты которой: «фанатизм, хладнокровие и кристальная честность. Исходя из этой задачи, пьеса состоит из нескольких сцен, которые отражают разные этапы жизни Веры Брауде.

А в конце того же века Вера Галактионова показывает в своей драме события новейшей истории: «Время действия – 1994 – 1996 годы. Тема распада СССР сопрягается с отдельными событиями ХХ-ого века, приведшими к расколу общества на постсоветском пространстве. Народная трагедия показана через судьбы русских людей, оставленных ельцинской Россией за пределами Родины. «Черным днём», – говорит драматург и писатель, – для отвергнутых Родиной стал президентский Закон 1994-ого года, по которому жители исконно русских областей бывшей Российской империи в одночасье потеряли право быть гражданами России».

Однако, жюри отметило довольно высокими оценками и художественное качество пьес Дмитрия Володихина («Пастырь»), Клюкиной Ольги («Столыпин. Не заругаете!»); Ирины Ордынской («Блаженная»); Павла Рыкова («Ярослав Мудрый»); Ольги Журавлевой («Омар Хаям»); Леонида Доброхотова («Кенинсбергские картинки»).

Междисциплинарный подход в проведении конференции и лаборатории означает, что критики будут участвовать в репетиционных процессах и режиссерской лабораторной работе, а драматурги – не только будут наблюдать, как облеченные в слова образы героев наполнятся сценической плотью и кровью, но станут и участниками конференции, рассказывая об исторической концепции своей пьесы. А все вместе мы будем слушать интереснейшие доклады историков и культурологов, которые развернут перед ними такие исторические сюжеты, от которых просто дух захватывает!
В лаборатории будут участвовать главный режиссер Театра на Покровке Геннадий Шапошников (который обещает особенно пристально смотреть на драматургов, возможно, отбирая в свой репертуар), Владимир Дель и Ирина Керученко (их цели, я пролагаю, – те же!).

Совершеннейший сюрприз сотрудники Фонда приготовили всем участникам проекта: в нем будет участвовать Катя Куваева, умеющая замысловато плести истории, как того требует старая вологодская традиция. Но сказывать будет не только старинные сказки, но и современные истории. В сторителлинг-клубе Катерины Куваевой можно услышать Историю про то, как Матильда поссорила русский народ в 2017 году!

Всех драматургов, проживающих в Москве и принимавших участие в Конкурсе, мы с удовольствием приглашаем на наш творческий и интеллектуальный праздник, который будет с нами 8, 9 и 10 декабря 2017 года по адресу: Москва, улица Покровка 50/2 строение 1 («Театр на Покровке»).

Попробовать себя в качестве званых гостей, дискутантов и спорщиков могут студенты гуманитарных факультетов творческих и нетворческих ВУЗов Москвы, а также те гумаритарии, кому интересна и дорога наша история.

Руководитель проекта

Капитолина Кокшенева