23 сентября 2017 г.

"Ты пойми нас, а не то мы тебя поймем"

главная / материал
ЦАТРА, "новая драма", старые приемы

О чем тут только не говорят! И кто только не появится на сцене! И гости с супрематическими головами-коробками на свадебном пиру, и офисные беленькие работники-роботы, и ритмичная бизнес-вумен… Про бедного капитана, вырывшего землянку среди многоэтжных домов и не желающего возвращаться в мир после Отечественной Войны я уж и не говорю… А то выплывет в запредельном китчевом виде «розовая корзина» с актрисой в платье в розах…Или гламурная спальня с кроватью, наполненной поролоновыми вишнями…Ну, просто не спектакль, а сплошное бланманже!

Если "новую драму" поставить на маленькой сцене, то иногда и у её автора хватает сил занять собой пространство. Если её поставить на большой сцене - начинается драматическое "заикание". Ну а если на очень-очень большой, какой располагает Театр Российской Армии, то уж тут начинаются скакания слов, дребезжания смыслов и борьба. Сцена начинает бороться с драмой. И побеждает. Смыслы «новой драмы» и так уловить трудно, а тут они и вообще как-то скукоживаются, тушуются, не сцепляются друг с другом, и это ни в коем случае не высекает никакого драматического конфликта.

Я говорю о драматурге Юлии Тупикиной, с ее якобы лирической и как бы комедией "Юг/Север" (не путать с английским сериалом "Север и Юг" и с московским рестораном "Север-Юг"!) – комедии, размещенной режиссером Г. Стрелковым на этой большущей "армейской сцене". Впрочем, режиссера сцена тоже явно "поборола". Режиссер произвел на свет спектакль, в котором трудно найти хоть одно "живое место" (то есть то, что уже много раз не повторялось бы в современном театре). Режиссер не пошел своим путем – он, кажется, совсем не стал «пренебрегать сделанным другими».

Нет, не спасает и "бенефис ведущих актрис", - все-таки для бенефиса требуется такой сценический материал, в котором бы актриса была не только просто узнаваема. В общем, увы, сей тройной бенефис и его "обрамление" демонстрируют деловитые хлопоты режиссера по декорированию "новой драмы". А всё равно получился треш - большая нехудожественная свалка. И уж совсем коряво смог выразить Гарольд Стрелков свою главную "думу о человеке" в спектакле "Юг/Север": "Как научиться не мешать другому человеку жить, поступать, как не ломать под себя его жизнь и планы; как не мешать жить друг другу». Вот уж поистине, всякое простенькое клише тужится раскрыть подтексты отсутствующей эрудиции.

Антракт все же наступил... И я бежала, уже не боясь, что что-то пропущу во втором действии. Впрочем, зрители из зала начали смущенно выходить, не дожидаясь и антракта. Они поняли режиссера…