16 апреля 2021 г.

ПЕРВЫЙ РУССКИЙ В ПОИСКАХ ПРАЗДНИКА

главная / материал
современный театр, Шукшин, Калина Красная, Владимир Данай

О спектакле "Калина Красная" В. Шукшина на сцене Ярославского Академического драматического театра имени Федора Волкова

 

 

В спектакле ярославцев режиссеру Владимиру Смирнову (Данаю) было необходимо пройти дорогой узкой - между «проблемной традиционностью» и рвущейся прочь от актера современной режиссурой.

Конечно, шукшинскй щедевр нависает над спектаклем - пока спектакля не видишь - грозным утёсом. Именно потому, что фильм так всерьёз и долго живет в памяти нашей культуры , я и сказала о "проблемной традиционности" -героя Шукшина не переиграть. А значит – нужно просто изменить стратегию. Найти свои, из сегодняшнего дня исходящие, законы построения нового целого - театрального спектакля.

Они не отказались ни от одного значимого события, важного для Шукшина-автора (выход Егора Прокудина, срок отсидевшего, на волю; первая встреча с дружками, живущими «в законе»; первая встреча с Любой, ее родителями, братом, метания, врастание в новую жизнь, тайное страдательное посещение матери и честная работа трактористом, гибель от пули прежних дружков), но вместе с тем, вся история жизни и смерти Егора Прокудина в постановке Владимира Даная смотрится и более строго, и одновременно, она символизирована.

Художник Ольга Кузнецова на планшете сцене в правой части поместит две казенные стены, окрашенные в нижней своей части серо-зеленый цвет, а слева большую плоскость «взметнёт вверх» еще одной стеной. Она ровными рядами утыкана ромашками, - вот и вся «красота природы». Но, знаете, её хватает - и она дает возможность Егору высказаться через вот такую детскую простоту (в минуту особенно счастливую он будет взбираться на стену , что мы легко считываем как известные каждому хождения хоть среди хлебного , хоть среди ромашкового поля). А в финале, когда жизнь его оборвется, - все ромашки выпадут из своих укорененных мест - как и «облетит" с Егора его тело.

Что-то важное сейчас случилось - необратимое и важное. Вроде бы и вместо ромашек теперь остались на стене-поле только «черные дыры», но финальный свет, сквозь них направленный лучами в зрительный зал, преобразует смерть в жизнь.

И конечно, в подпиленной деревянной электрической опоре, лежащей на земле, очень много заброшенности - опора должна ток передавать, а ток становиться светом в человеческих жилищах, но кто-то когда-то этот столб отпилил, да так и бросил за ненужностью.

Вот так же долго-долго сам себе был не нужен и Егор Прокудин. У актера Сергея Шарируллина в этой роли свой «категорический императив» - он правдив и свободен  в своей роли каждую секунду. Боль и ущербность прежней жизни, изживание и лечение её любовью (а без нежной актрисы Анны Ткачевой в роли Любови Байкаловой этого бы не случилось) – они уводят спектакль от социализированной точки зрения на жизнь к возможному счастью «дома с окнами в поле».

Не случилось… Но Господь и намерения целует - ведь ангелы зачина и финала спектакля будут тут, при Егоре стоять.

Вот в таком ёмком и простом сценическом пространстве и видим мы ясную, чисто сделанную режиссерскую и актерскую ансамблевую работу, в которой все продумано, все придумано и придуманное - воплощено.

Борьба старой жизни и старого себя с новой жизнью и новым собой определит драматургию ярославской «Калины Красной».

У спектакля есть собственная глубина - и общение с ним ощутимо-прекрасно.