13 июля 2017 г.

Марина Давыдова: Обыкновенный фашизм

главная / материал
Россия, Путин, театр, либерализм, Табаков, Фокин, Миронов, "русский фашизм", Болотная, классика

Кто хочет понять Россию, должен смотреть на Путина как на симптом, а не как на причину. Письмо из Москвы.

ИСТОЧНИК:

Der gewöhnliche Faschismus

Wer Russland verstehen will, muss Putin als Symptom sehen und nicht als Ursache. Ein Brief aus Moskau

Статья напечатана здесь: THEATER HEUTE

https://www.der-theaterverlag.de/theater-heute/archiv/artikel/ausland-moskau-putin-der-gewoehnliche-faschismus/

2012 г.


Дорогая Редакция,

Вы хотите знать, как обстоит дело в России с цензурой, и насколько театр и другие виды искусства от этого страдают. Если бы я могла ответить на ваш вопрос одной фразой, я бы сказала: дело парадоксально. Постороннему практически невозможно разобраться в сплетениях нашей политической жизни и понять, в частности, сложные византийские отношения правящей власти к представителям художественной элиты. Западный ум невольно пытается ухватиться за все известные клише о России. Но сегодняшняя Россия сюда уже не подходит. Строй, царящий в стране не является ни чистой диктатурой, ни одной из демократий по западному образцу. Это ни тоталитаризм, ни фундаментализм, ни «открытое общество» Карла Поппера. Это и то, и другое, а также все одновременно.

Страна напоминает лоскутное одеяло. Рассматривая один из этих лоскутов или сегментов, можно констатировать, что уровень свободы в России не отличается от Голландии или Германии. В другой части России это напоминает полицейское государство, похожее на Белоруссию под управлением Лукашенко, в третьем можно подумать, что сегодняшняя Российская Федерация – скорее всего, сопоставима с теократическим Ираном. Западным (да и восточным, кстати, тоже) людям не объяснить легко то, почему девушки, танцующие в церкви, и пару раз пропевшие «Богородица, Путина прогони!», осуждены и на два года лишены свободы, – в то время как актеры, которые несколько раз в месяц в центре столицы исполняли резкую сатиру «BerlusPutin» на президента в известном «Teatr.doc» оставались на свободе. И еще больше: их постановка будет выдвинута, скорее всего, для национальной театральной премии «Золотая маска». Это, подчеркиваю, есть при отсутствии независимых оценок. Оценщиком является государство.

Комментарий переводчика: «BerlusPutin» Спектакль-номинант Национального театрального фестиваля "Золотая маска - 2013" ("Эксперимент") (http://www.teatrdoc.ru/events.php?id=18)

Двойные стандарты

Ни одному иностранцу, и даже себе, я не могу объяснить, почему через несколько недель после принятия – через Петербургскую городскую администрацию – идиотского гомофобного закона (поэтому каждое, даже безобидное дело граждан, может вызвать подозрительность в качестве агитации за гомосексуализм – к примеру, на детском фестивале «Радуга» была показана постановка «Африканские сказки Шекспира» Кшиштофа Варликовского (Warlikowski).

Комментарий переводчика: «В Санкт-Петербурге показали «Африканские сказки Шекспира» — новый спектакль Кшиштофа Варликовского по трем главным пьесам классика, которые польский режиссер посвятил отверженным — геям, старикам и людям с другим цветом кожи. …Ситуацию усугубляет и то, что игрались «Африканские сказки Шекспира» в рамках фестиваля театра для молодёжи под не вполне невинным названием «Радуга» на сцене петербургского ТЮЗа. Организаторы смотра шли ва-банк, и очевидно, что без их смелости этого спектакля в Петербурге никогда бы не увидели. Речь здесь не только о личности его создателя и его эстетике, но и о поднимаемых им проблемах:» (https://www.gazeta.ru/culture/2012/06/05/a_4613561.shtml)

Даже в такой свободной стране, как Германия, приглашение этого спектакля для выступление на театральном фестивале для детей (!), я полагаю, было бы невозможно (спектакля очень хорошего, но в любом случае содержащего ограничения по возрасту). Как лицемерные гомофобные усилия власть имущих могут сосуществовать с такой большой вседозволенностью, – остается загадкой.

Недавно ортодоксальное активисты в Ростове-на-Дону потребовали запрет на постановку рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда». Постановка под тем же названием идет в Московском «Театре имени Моссовета» без каких-либо трудностей. Через месяц «фестиваль NET», художественным руководителем которого я являюсь, начинается в Москве, и мы пригласили к нам гораздо более радикальные спектакли, нежели уже давно ставшая классической рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера.

Я главный редактор журнала «ТЕАТР». Издание Ассоциации Театров Российской Федерации (Союза театральных деятелей – пер.). Формально – это независимые гражданские организации, фактически финансируемые за счет государственных средств, и, чтобы быть совсем точными, с внушительный поддержкой администрации президента. Театральной ассоциацией (СТД) руководит известный российский актер Александр Калягин, член пропутинской партии «Единая Россия». Более того, он даже был доверенным лицом Путина на президентских выборах. Означает ли это, что были и есть темы, запрещенные для журнала, и я по линии ассоциации нахожусь под цензурным воздействием? Или, что мои коллеги и я должны использовать эзопов язык басни, чтобы описать политическую реальность и реальность театра? Ничего подобного. Мы пишем все, что хотим, и как хотим. Никто не ограничивает нас. Еще один очень известный актер и художественный руководитель «Театра Наций» Евгений Миронов, снимался во время президентской избирательной кампании в рекламном трейлере, который призывал к тому, чтобы голосовать за Путина. В руководимом Мироновым «Театре Наций» проходил спектакль «Circo Амбулаторно» Андрея Могучего. Это полит-сатира с фантасмогорическими элементами, с очевидным пародированием путинской России, высший правитель показан как карикатура на верховного проводника власти, который, чего бы это ни стоило, хочет сохранить как вечную молодость, так и вечную Власть.

Комментарий переводчика: Спектакль Андрея Могучего поставлен по рассказу Леонида Андреева «Губернатор»: «…в борьбе, которая ведется оружием, победителем всегда будет не тот, который лучше, а тот, который хуже, то есть который жесточе, меньше жалеет и уважает человеческую личность, неразборчив в средствах…». Сюжет рассказа прост: во время революции 1905 года в каком-то фабричном городе рабочие объявили голодовку, а затем вышли на встречу с губернатором, начались беспорядки, в ходе которых губернатор отдал приказ стрелять, таким образом были убиты 47 человек, а через несколько недель неизвестные убили и самого губернатора. На протяжении всего рассказа мы слышим внутренний монолог губернатора, готовящегося встретить смерть. (http://vls-anna.livejournal.com/2051.html)

Российская специфика

Итак, чтобы понять все многочисленные парадоксы русской жизни, я должна объяснить их некоторые особенности яснее.

Во-первых: прагматизм Российской Власти. Она не цензурирует ТВ, радио, газеты, театр, не считает это необходимым, и уж никак не подвергает цензуре театральные журналы.

Расчет прост. Трейлер популярного актера Евгения Миронова увидят миллионы; постановки в его театре – несколько тысяч. Итак, позволяют любимцу миллионов агитировать за них, а за это дают ему денег на его элитарные проекты, среди них – и для «свободолюбивых». Они тоже могут повеселиться.

Во-вторых: двуличие и циничность, граничащая с прагматизмом, самих театральных деятелей. Понять, когда Путину на выборах помогают известные художники-творцы, среди которых можно найти особенно много театральных деятелей – от художественного руководителя Московского художественного театра Олега Табакова до художественного руководителя старейшего русского театра, «Александринский театр», Валерия Фокина, художественного руководителя «Мариинского оперного театра» Валерия Гергиева, и что эти театральные деятели действительно думают о Президенте, –уверена, невозможно. Думать они могут все, что угодно. Их дифирамбы Власти являются не более чем частью давно укоренившегося в России социального Ритуала, потому что в России по-прежнему процветает патерналистская система, реализация которой в Европе была закончена примерно с конца 18 века. У нас она оказалась выжившей, порожденной с того времени. В рамках этой системы Ломоносов, Сумароков, Жуковский, Карамзин, Пушкин и Николай Некрасов с его журналом «Sowremennik» (Современник, Anm. d. Пересылки.) более или менее существовали. Последний был создан, чтобы находящиеся у власти имели оппозиционный листок, где его авторы критиковали тогда властьпридержащих на страницах своего журнала.

В советское время история снова повторилась. Диссиденты-режиссеры как Юрий Любимов и Олег Ефремов сыграли сложный матч с советскими чиновниками и были даже в дружеских отношениях со многими из них, с одной стороны, с другой стороны, – <нужно было> удерживаться на своих постах и держать удар власти, чтобы подняться снова на ноги. Этот сервилизм был и остается нормой жизни российских театров, одним из главных правил игры, в которых демонстрации на Болотной площади также ничего не изменят.

Кто придет, когда Путин уйдет?

Речь, впрочем, идет не только о любителях патерналистских традиций и конкретных агитаторах за Путина. Это только верхушка айсберга. Речь идет о том, что большая часть театральных людей, в сущности, не желает перемен. Путин – это для них знак, что все останется, как есть. Если есть альтернатива Путину, тогда, думают они, это коснется также и меня, – думают испуганно получатели театральных грантов как Фокин или Табаков. Если Путину и его команде Россия не будет оставлена для пожизненного использования, то это значит, что мой театр, который я построил, перестроил, улучшил, мне тоже не оставят на всю жизнь. Несправедливо, правда!

Как только высокомерный взгляд правительства и президентской власти на идеи морали, закон, ротации и честной конкуренции с высоты собственного существования совпадают с представлениями низа о том же, – это означает, что эта Власть теряет свою привлекательность. При описании нашего театра миру будет постепенно ясно, что речь не идет, в конце концов, о том, занимаете ли вы позицию за или против Путина. Речь идет о том, насколько вы готовы жить в новом (на проверку не столь великолепном) мире, регулирующемся такими нормами закона, которые стоят выше личных связей с Петром Петровичем и благодарности ему. Что именно он достал – а не Семен Семенович – бюджетные средства на строительство новой игровой площадки. Потому что реальная альтернатива Путину – это не просто какой-то конкретный дядя. Это способность общества (и каждого из ее членов), довести до впереди идущего и лично принять все ценности, которые мы демонстрировали на Болотной площади, а именно ценности Сахарова.

И если исходить в целом из того, что русский театр, как и другие виды искусства, отображается в построенной структуре всего российского общества, то это означает: нужно с горечью признаться, что есть у нас исчезающе мало людей, которые готовы жить по западным ценностям. Во всяком случае, гораздо меньше, чем тех, которые – совершенно справедливо – просто ругают плохую власть.

Раскол общества

В-третьих, и наконец, самое главное.

Мне кажется, основным нервом нашего времени является не вопрос о Путине и даже не противопоставление между Властью и обществом, но вопрос именно раскола этого общества, которого, как это получилось в новейшей Российской истории, еще никогда не было. А именно в растущей розни отдаленности друг с другом разных социальных слоев. Поэт Лев Рубинштейн описал сегодняшнюю Россию, используя при этом слово «фашизм». Я бы охарактеризовала это состояние как «обыкновенный фашизм». С ударением на «обычно» (посмотрите фильм «обыкновенный фашизм» Михаила Ромма или почитайте Ханну Арендт). Этот фашизм не насаждается сверху, как идеология, он не находится в номенклатуре государственного управления и нигде не объявляется прямо. А народ, масса, тоже ничего не делает плохого – она живет, воспитывает детей, ходит на работу. Но фашистские ценности и фобии уже созрели в недрах общества и определяют их жизнь.
Представьте: в насквозь коррумпированной стране, в которой
не работает закон и совсем неправедные суды, вороватые чиновники и кремлевская камарилья – становятся для массы населения олицетворением безнравственности не они, а например:
-кураторы, которые «делают кощунственные» выставки
-режиссёры которые глумятся над классикой
-гомосексуалисты;
-мигранты;
- любые западники.

За действующую президентскую власть проголосовало большинство россиян. Примерно тот же процент думает, что два года тюрьмы для девушек, которые протанцевали в Храме Христа Спасителя, это очень хорошая воспитательная мера. Сидите, размышляйте.

«Осквернение классики»

Перед закатом советской власти во всём обществе чувствовалось потребность в либеральных ценностях и в гражданских свободах. Активная часть общества и инертная часть того же общества двигалась в этом направлении, но с разными скоростями. В 2012 году население Российской Федерации существование или отсутствие либеральных свобод уже не заботит.

И цензура в средствах массовой информации их тоже не заботит. И заметна разница в их сегодняшней фиксации на старых победах (особенно на Победе в Великой Отечественной войне), на потребности в «крепкой руке», в непрекращающейся борьбе за традиционные семейные ценности, в поистине самоотверженной любви к искусству, и опять же, в традиционных формах (балет на пуантах, костюмированные оперы, кино со связанным и смысловым сюжетом, реалистичная скульптура). В конце 80-х, в начале 90-х вы что-нибудь о заявлениях в правоохранительные органы об осквернении классики (искажении классики – пер.) слышали? Сегодня такие заявления стали традиционным народным развлечением. И главным пугалом стало «дегенеративное искусство».

В свете этого сам Путин не высказывается в стиле филлипиков против «абстракционистов и пид*расов», не позволяет себе гомофобных или открыто шовинистических высказываний, патриотическую риторику он использует функционально, для того, что бы повысить свой рейтинг. Его печально известный деспотизм похож на паранойю. Достаточно посмотреть как он едет на службу по абсолютно пустому городу, даже кошки не должно быть на пути. Всё это само собой отвратительно, но при этом и смешно.

Безидеологичность власти

Итак, это, буквально, обычная зелёная плесень ужасного «обыкновенного фашизма», которая интересным образом образовалась на заднем плане относительно сносного благополучия. Эта плесень, и эта её безусловная особенность, не реакция на нужду или на недавнее унижение страны, а скорее ответ на циничную безидеологичность власти, которая ни в коем случае не является ни левой, ни правой, ни либеральной, ни консервативной Есть только одно простое желание: «Позвольте нам дальше сидеть на нефтяном кране». Россия, таким образом, пространство какой-то глобальной моральной аномалии, где стрелка компаса начинает дрожать, но система координат отсутствует. Это не государственный фашизм, но плодородная почва для обыкновенного фашизма. Безумная одержимость привычно-традиционными формами в искусстве, борьба за нормальность во всех его проявлениях – это, сказала бы я, очень специальная компенсация. За этим видятся не только тоталитарные черты власти, но и всплывшая коллективная бессознательная попытка помешать изменению жизни во всех её проявлениях (эта фраза значит ещё «сохранить настоящее положение вещей» или «предотвратить всякие изменения» - пер.). Если общество построено по принципу «рука руку моет», неизбежно возникает потребность в идеалах. Проклятье, но в каких! В тех, которые желаемы. В простых, как варёная свекла. Это хорошо, это плохо, это фамильные ценности, а это – гомосексуалисты; искусство – это красота, которая должна нести мораль, а тут жизнь, во всей своей мерзости; это Родина, – а это враги.

На увеличившуюся часть избирателей правого толка Кремль опирается без особого энтузиазма, – это только для того, чтобы удержаться у власти. Он играет с их чувствами. Подливает масла в огонь. Вызывая чувства потери совести и потери чувства самосохранения, он удобряет тем самым почву, на которой уже взошли зубы Дракона. Понятно же, с не образованной и полуобразованной частью общества легче управляться, чем с упрямым креативным классом. Ещё – проще. Но экономике нефтедоллара нужен только толчок, и, тогда, эта колонна рухнет, и погребёт под собой всё.

Мы все уже давно заложники обыкновенного русского фашизма. Только некоторые этого ещё не замечают.