Можно ли господина Познера считать интеллигентным человеком? Комментарий Александра Потемкина
Министра культуры Владимира Мединского регулярно обвиняют в том, что он «плохой министр», собирают в интернете подписи за его «отставку» – благо есть и такие сетевые услуги, а потому сделать это не трудно. Вот и на только что завершившемся IV Международном культурном форуме журналист Владимир Познер громко заявил о себе: он сказал, что деятельность Мединского на посту министра вредна для культуры России. Аргументы, как всегда, почему-то остались «за скобками». Досталось и Петербургу, который теперь населяет не тот народ – не петербургского формата, так сказать. Идея о том, что у нас «не тот народ» живет на огромных просторах, регулярно возникает в «свободных головах интеллигентов». Мир пока свободен. Если Познера в России не останется, то его знакомцы заметят это обстоятельство не дольше пары дней.
В одной из своих телепередач Владимир Соловьев сказал приглашенному на дискуссию министру культуры В.Р.Мединскому: «Вы стали таким персонажем, которого если не укусил проходящий мимо русский интеллигент, то только потому, что он в тот момент зубы лечил». И это, действительно, так. Любые поступки и слова министра трактуются как посягательство на творческие свободы. В том-то и дело, что речь идет о реальных делах министра, причем открытых для обсуждения. По сути, министр не раз говорил о том, что государство не все, что есть в пространстве культуры и полагается профессиональным сообществом новационным, – не всё обязано поддерживать. Государство в лице министра как раз впервые за долгие годы выступило гарантом того, что не только либеральное сообщество будет иметь финансовые и административные ресурсы для обеспечения своих культурных проектов. И это – нормально для любой европейской страны. Законы о культуре, государственные системы поддержек национального языка и национальных культур всегда ставят некие табу и определяют приоритеты. Большей «свободы мышей», чем в нашей стране, я не знаю, – а я подолгу живу в нескольких странах (в Германии, Израиле, Испании, Швейцарии). Эта уже не пресловутая бедная «церковная мышь» – у нас мышь сильно разжирела. И разве «свобода мышей» не предполагает и «свободу котов»?
Кто-то из русских писателей в предреволюционное время иронически замечал, что наша интеллигенция разделяется на такие типы: «меланхолик, неврастеник и инфлюэнтик». Очевидно только в это системе саркастической градации, можно назвать г-на Познера «интеллигентом». Говорить о том, как сделал он, что заявления министра культуры «разрушительны» – это, по меньшей мере, неврастенично.
Я полагаю, что Познер, стремительно утративший в России интерес к своей персоне, сделал данное заявление исключительно для того, чтобы о нем снова вспомнили...